⇡#Гибриды и электрокары
Автомобильные компании любят отмечать юбилеи. Дорогие марки вроде Aston Martin, Ferrari и Lamborghini в честь знаменательной даты нередко выпускают эксклюзивные суперкары. Бренды попроще могут обойтись специальной серией, главными отличительными чертами которой обычно становятся шильдики, нестандартный цвет, оригинальный дизайн дисков и прочие не столь важные аксессуары. Однако в Mitsubishi решили поступить совершенно иначе: в год столетия Model A японцы собираются построить реплику автомобиля на шасси Outlander Plug-In Hybrid.
Гибридный японский кроссовер не так давно продавался даже в России, а уж в нашу страну инновационные автомобили заезжают редко. Однако осенью 2016 года поставки были прекращены. На фоне слабых продаж (около ста экземпляров за два года) и роста стоимости такое решение выглядит разумным. А вот в Европе Mitsubishi Outlander Plug-In Hybrid (или Outlander PHEV) бьет рекорды: за первые три месяца этого года данную модель выбрало 5 393 покупателя. Таким образом, Outlander PHEV стал самым популярным гибридом с возможностью подключения внешней зарядки. Наибольший всплеск спроса отмечается в Великобритании, Германии, Швеции и Испании.
С выпуском уникальной реплики Mitsubishi Model A японский бренд не только отметит юбилей своей первой машины, но и лишний раз прорекламирует успешный гибрид. Под капотом стилизованного под ретро автомобиля будет установлен двухлитровый бензиновый мотор. Также в инновационном кроссовере применяется два 34-сильных электромотора: по одному на каждую ось. За их питание отвечает литий-ионная батарея емкостью 12 кВт·ч.
Производство Model A было запущено в 1917 году компанией Mitsubishi Shipbuilding, дочерним предприятием конгломерата Mitsubishi, которое со временем эволюционировало в Mitsubishi Motors. Автомобиль был построен на шасси Fiat Tipo 3 и использовал 2,8-литровый рядный четырехцилиндровый мотор мощностью 35 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла около 100 км/ч.
За период с 1917 по 1921 год было выпущено всего 22 экземпляра Model A, каждый из них был собран вручную. Из-за малого объема производства автомобиль оказался слишком дорогим, поэтому он не смог конкурировать с более доступными машинами из США и Европы.
Известие еще об одном необычном гибриде пришло из Америки. Компания Workhorse Group, которая занимается разработкой электрических компонентов для коммерческой техники, представила пикап W-15. Автомобиль приводится в движение электричеством, а двигатель внутреннего сгорания используется для зарядки аккумулятора.
Инновационный пикап был анонсирован еще прошлой осенью. Тогда Workhorse Group ограничилась тем, что опубликовала несколько скетчей и рассказала о ключевых технических особенностях. В автомобиле предполагалось использовать фирменную электрическую систему E-Gen, которая изначально разрабатывалась для среднетоннажных автомобилей курьерских служб. На каждой оси полугрузовой машины должно быть по электромотору, а для хранения энергии компания хотела использовать литий-ионные батареи Panasonic 18650.
Пока Workhorse W-15 представлен лишь в виде ходового прототипа. Скорее всего, финальная версия будет отличаться от него как технически, так и визуально. В сравнении с популярными в Америке среднеразмерными пикапами новинка выглядит несколько топорно, причем и внутри, и снаружи. С другой стороны, вряд ли на данном этапе этому следует уделять внимание.
В гибридном пикапе используется два электромотора. Мощность каждого составляет 230 лошадиных сил, так что на выходе получается 460 «электролошадок». Общая емкость стека батарей Panasonic — 60 кВт·ч. Правда, производитель программно ограничил этот показатель на уровне 20 кВт·ч с целью продления срока службы АКБ, так что без активации двигателя внутреннего сгорания Workhorse W-15 может проехать всего 130 километров. Впрочем, для перевозки грузов по городу и этого будет вполне достаточно. Наверняка найдутся и критики такой идеи, которые предпочли бы доступ к полной емкости.
После разряда аккумуляторов в дело вступит бензиновый мотор, который начнет вырабатывать энергию. С учетом полностью заправленного бака дальность хода достигает 500 километров. Для новинки заявлен средний расход топлива 8,4/7,3 литра на 100 километров в городском/загородном цикле. Для сравнения: бестселлер класса, Ford F-150, с аналогичным по мощности двигателем EcoBoost потребляет 13/11 литров. А ведь данные для Workhorse W-15 не учитывают возможность внешней зарядки, которая позволит дополнительно снизить затраты.
На этом потенциальные преимущества гибридного пикапа не заканчиваются. В компании Workhorse Group уверены, что их детище обставит конкурентов не только по расходу топлива, но и по динамике. Полугрузовой автомобиль должен разгоняться с 0 до 96 км/ч (60 миль в час) за 5,5 секунды, то есть почти как заправский спорткар. Дополнительно к этому, благодаря установленным в днище аккумуляторам, Workhorse W-15 будет обладать самым низким центром тяжести среди полноразмерных пикапов.
У бензин-электрического пикапа можно найти преимущества и по части практичности: благодаря выносливой энергосистеме к автомобилю можно подключать инструменты и оборудование мощностью до 7,2 кВт.
Журналисты издания Trucks.com уже опробовали необычную новинку в действии и подтвердили данные о динамике. По их словам, во время активного разгона машина еще и ведет себя тихо — едва слышен лишь слабый визг электродвигателя.
Ждет ли Workhorse W-15 светлое будущее? Стартовая цена гибридного пикапа составит 52 000 долларов, так что с учетом государственных субсидий автомобиль можно будет купить за 40-45 тысяч. Для сравнения: тот же Ford F-150 при чуть более скромной энерговооруженности стоит 37 000 долларов. Иными словами, доплата за инновационную начинку получается совсем небольшой.
На данный момент Workhorse Group собрала 5 000 предварительных заказов. При этом учитываются только корпоративные клиенты, среди которых есть государственные агентства и представители большого бизнеса. Одна только компания Ryder System, сдающая пикапы в аренду, хочет приобрести 2 500 машин. Старт производства намечен на 2018 год. Если все пойдет по плану, Workhorse W-15 станет первым серийным пикапом США с гибридной начинкой.
Пока трудно прогнозировать успех Workhorse Group, но наверняка известно одно: через несколько лет на рынок США выйдет действительно революционный электрический пикап Tesla. Но еще раньше Элон Маск (Elon Musk) должен представить собственный тягач. Некоторые подробности о нем были раскрыты во время конференции TED 2017.
Если верить первому официальному тизеру, грузовик Tesla будет обладать обтекаемой кабиной. Среди прочих особенностей можно отметить лишь вертикальные светодиодные огни. Маск не раскрыл технические характеристики, зато указал, что его тягач будет обладать большим крутящим моментом, чем любой дизельный конкурент, и при этом будет проворным, как спорткар. Кроме этого, глава «Теслы» в очередной раз пообещал, что новый автомобиль позволит существенно снизить себестоимость грузоперевозок.
Тягач Tesla будет представлен ближайшей осенью. Как и в случае с предыдущими моделями компании, на презентацию, скорее всего, привезут лишь концепт. Однако финальные версии Model X и Model 3 почти не отличались от прототипов.
Также на конференции TED 2017 Элон Маск говорил и о других вещах. К примеру, до конца года он пообещал раскрыть будущее расположение от двух до четырех новых «Гигафабрик» (Gigafactory). Напомним, что первый завод (раньше он назывался просто Gigafactory, а теперь Gigafactory 1) находится в штате Невада. Строительство было начато в 2014 году и пока так и не закончено. Тем не менее сейчас «Гигафабрика-1» уже выпускает литий-ионные батареи и электромоторы для Tesla Model 3. Вот как производственная площадка выглядела в январе 2017 года.
Как минимум один из заводов будет расположен в Европе: Маск сообщил об этом прошлой осенью, во время пресс-конференции в Германии. Впрочем, сама ФРГ не претендует на фабрику: наиболее вероятными кандидатами считаются Чехия, Португалия, Польша, Венгрия и Румыния. Остальные производственные площадки, скорее всего, будут находиться в США. Можно предположить, что как минимум некоторые из них расположатся в Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексико и Техасе, поскольку именно эти штаты конкурировали между собой за право строительства первой «Гигафабрики».
А еще в последнее время все чаще ходят слухи о том, что Tesla подумывает о строительстве собственной производственной площадки в Китае. Сегодня Поднебесная является крупнейшим авторынком планеты, и многие американские компании этим уже воспользовались. К примеру, Ford и General Motors ежегодно продают здесь миллионы машин. Но для «Теслы» ситуация отнюдь не столь радужная: да, разбогатевшие за последнее десятилетие нувориши иногда покупают электрокары Элона Маска, однако о массовом спросе говорить не приходится. И дело вовсе не в том, что рядовые китайцы не могут позволить себе Model S или Model X: во всем виноваты заградительные пошлины. Сейчас в Китае электромобили Tesla стоят в полтора раза больше, чем у себя на родине. Возможно, уже совсем скоро ситуация изменится.
Первый положительный сигнал поступил совсем недавно: в начале мая издание Fortune сообщило о буме продаж «Теслы» в Китае — за первый квартал 2017 года реализация выросла на 350 %, до 4 799 автомобилей. При этом выручка за весь 2016 год достигла миллиарда долларов, а это 15 % от всего мирового дохода компании. По мнению некоторых аналитиков, в 2017 году продажи вырастут до двух миллиардов долларов.
На этом фоне Tesla может задуматься о создании совместного предприятия с одним из китайских производителей. Это позволит избежать 25-процентного тарифа на ввоз автомобилей и уплаты НДС 17 %. В дополнение к этому правительство Китая субсидирует до 35 % стоимости некоторых электрических машин (правда, уже к 2020 году поддержка экологически чистого транспорта может существенно уменьшиться). Все эти меры позволят существенно сократить стоимость электрокаров Tesla и, следовательно, нарастить объем продаж.
Однако Элон Маск обычно не склонен доверять партнерам. Он довольно жестко общается с поставщиками комплектующих, и пока единственным исключением из правил является Panasonic: «Гигафабрика-1» строится совместно с японской компанией. Другим распространенным примером сотрудничества является поглощение: достаточно вспомнить SolarCity или немецкую инжиниринговую группу Grohmann Engineering, которые были выкуплены миллиардером. Иначе кооперироваться с кем-либо Маск не хочет. Что уж говорить, если в США Tesla даже не разрешает продавать свои машины через дилерские центры: производитель реализует свою продукцию через сеть собственных магазинов.
Наверняка у Элона Маска уже есть свое видение бизнеса Tesla в Китае, однако предсказать его действия довольно сложно. Очевидно одно: американская компания заинтересована в громадном рынке Поднебесной, но традиционный подход «Теслы» здесь не сработает. Впрочем, вряд ли это станет большой проблемой для Маска, который обычно без труда находит выход из самых сложных ситуаций.
⇡#Автомобильные технологии
Одно из направлений развития автомобильной отрасли — внедрение новых материалов. Ключевой целью производителей является снижение массы и повышение прочности, поэтому многие компании все шире используют алюминий и высокопрочную сталь, а некоторые марки вовсю переходят на углепластик. С недавних пор из композитных материалов производятся даже диски: в 2012 году Koenigsegg представила гиперкар Agera R, на котором впервые в мире были использованы цельные полые колеса из углеродного волокна. Тогда они не продавались отдельно, так что всего пять лет назад любой желающий пощеголять такими дисками был вынужден выложить более миллиона долларов за Agera R. К счастью, теперь многое изменилось, и колеса из композитных материалов можно просто купить в магазине.
Небольшую революцию произвела австралийская компания с говорящим названием Carbon Revolution. Она не только поставляет углепластиковые диски для Ford GT и Shelby GT350R Mustang — она же открыла сеть из 20 дилерских центров в США, где можно купить подобные колеса и для куда более простых автомобилей. С учетом увеличения спроса и расширения производства только за последнее время розничная цена упала на 25 %.
Впрочем, это не означает, что вы без труда сможете поставить углепластиковые диски на дедушкину «копейку»: самый доступный комплект стоит 11 850 долларов (примерно 680 000 рублей), что сравнимо с ценой бюджетного автомобиля. Но владельцев дорогих спорткаров такая цена уже заставляет задуматься о покупке.
Что же даст переход на колеса из углеволокна? По данным Carbon Revolution, такой 20-дюймовый диск весит примерно на 0,9 кг меньше кованого алюминиевого, который сам по себе легче более традиционных литых и штампованных. Дело не только в сокращении общего веса автомобиля на незначительные 3,6 кг, но и в снижении неподрессоренных масс, а также уменьшении вращательной инерции на 25 %.
Но у передовых колес можно найти недостатки и помимо цены. К примеру, при попадании в большую яму литой диск может деформироваться, что в большинстве случаев нетрудно исправить в специализированных центрах. О поведении углепластиковых элементов в такой ситуации смогут рассказать только их владельцы.
Перейдем к вопросам безопасности. Автомобильные компании постоянно делают успехи в этой сфере. Может показаться, будто это чистосердечное проявление гуманизма, но для многих производителей стимулом к совершенствованию является вовсе не забота о здоровье своих клиентов, а рейтинги вроде Euro NCAP или американского IIHS, в случае провала в которых опасную модель могут просто не пустить на рынок. В России с этим все более прозаично, поскольку контроль со стороны государства полностью отсутствует. В ином случае машинки вроде Bajaj Qute вряд ли поступили бы в продажу. Как показывает практика, даже столь крупные и уважаемые бренды, как Renault и Hyundai в отсутствие регулятора могут продавать крайне опасные транспортные средства. В то же время всегда есть уверенность в автомобилях Volvo и Mercedes-Benz. Про стремления шведской компании и так все наслышаны (к примеру, Volvo хочет сделать так, чтобы начиная с 2020 года в ее машинах не погиб ни один человек), да и немцы не нуждаются в особом представлении. В частности, первая электронная система ABS дебютировала на Mercedes-Benz W116 в 1978 году. С тех пор прошло много времени, все стало куда сложнее, и теперь Daimler AG (владелец бренда Mercedes-Benz) предлагает использовать рентгеновские лучи для повышения безопасности автомобилей.
Конечно, открытое Вильгельмом Рентгеном излучение само по себе не способно сделать машину крепче. Но инженеры Daimler AG совместно со специалистами Института динамики быстропротекающих процессов общества Фраунгофера решили использовать ультрабыструю рентгеновскую съемку, которая позволила бы получать изображения металлических элементов силовой конструкции кузова во время проведения краш-тестов. Разработчики хотят заглянуть внутрь компонентов, связанных с безопасностью, чтобы оценить их поведение при столкновении.
В дополнение к этому полученные с помощью рентгеновских снимков данные можно использовать для повышения качества компьютерной симуляции. В результате удастся более точно прогнозировать последствия аварий в реальной жизни.
В чем польза рентгеновских снимков, если разбитую после краш-теста машину можно разобрать по винтикам и детально рассмотреть каждый миллиметр? Главная задача перспективной технологии — позволить изучать поведение различных типов материалов в сам момент удара, а не только после него.
Еще одну интересную систему изобрели инженеры Land Rover. Автомобили этой компании хоть и стали более цивилизованными (если не считать модели Defender, которую все же прекратили выпускать в 2016 году), но тем не менее в большинстве случаев сохранили впечатляющий внедорожный потенциал. Флагманские модели оснащены рамной конструкцией кузова и пониженной передачей, плюс у них большой дорожный просвет, который можно нарастить в любой момент за счет пневмоподвески. В скором будущем к этому набору может добавиться еще одна интересная функция: около недели назад в Ведомстве по патентам и товарным знакам США была зарегистрирована заявка под номером 20170113498. В ней описывается система центральной подкачки колес.
Джипперы отлично знают, насколько успех преодоления внедорожных преград зависит от правильно подобранного давления. В особенности это касается грязи, песка и прочих нестабильных поверхностей. В этом случае лучше снизить давление, увеличив площадь контакта покрышки с землей. Благодаря этому удается повысить сцепление и одновременно снизить нагрузку на грунт. Так что в «боевых» условиях водители серьезной техники нередко бегают вокруг своих машин и подбирают оптимальное давление.
Идею центральной подкачки колес нельзя назвать чем-то принципиально новым — в военной технике она применяется не первое десятилетие. Также такой функцией оборудованы многие грузовые автомобили советского и российского производства. Но в патенте Land Rover не обошлось без ряда любопытных особенностей. Во-первых, внедорожники британского бренда смогут автоматически подстраивать давление под окружающие условия — бортовой компьютер будет обращать внимание на скорость, погодные условия и режим селектора Terrain Response. Во-вторых, водитель будет вправе выбирать между четырьмя фиксированными режимами: экономичным (2,8-3 бар), дорожным (2,3-2,5 бар), внедорожным (1,5 бар) и "восстановительным" (recovery mode) (1,2 бар).
Пока не известно, когда система центральной подкачки колес появится в серийных автомобилях Land Rover. Одно можно сказать точно: она будет не лишней на внедорожниках, поскольку позволит быстро подстраивать давление в покрышках под текущие условия вне зависимости от режима эксплуатации.
⇡#The Boring Company Элона Маска
О следующей теме мы могли бы поговорить в разделе автомобильных технологий, но все же она требует более глубокого осмысления. По крайней мере нам так кажется. В последнее время многие крупные проекты в сфере транспорта так или иначе связаны с Элоном Маском: сначала была Tesla, которая уже перевернула представление об экологически чистых автомобилях, недавно первые реальные достижения стали появляться и у космического стартапа SpaceX — ракета уже не только научилась приземляться на плавучую платформу, но и отправилась повторно на орбиту. Из планов по освоению Солнечной системы можно также выделить его мечту о терраформировании Марса. Затем он подкинул идею Hyperloop, вакуумного трубопровода, по которому могли бы передвигаться капсулы с людьми или грузом. А в конце 2016 года Маск заявил о намерении создать The Boring Company, которая бы прокладывала подземные тоннели для автомобилей. И ведь все началось с шутливого твита: «Пробки сводят меня с ума. Я создам туннелепроходческую машину и просто начну бурить». Было не понятно, то ли это юмор у Маска такой, то ли он действительно собирается произвести еще одну транспортную революцию. Неделю назад наконец-то стали появляться свежие подробности.
Один из работников SpaceX сделал фотографию необычной установки и выложил ее в Instagram. В скором времени снимок был удален, но, как известно, из Интернета не так-то просто что-то удалить. Газета Business Insider поделилась этими секретными изображениями и раскрыла некоторые планы The Boring Company на ближайшее будущее. В дополнение к этому сам Элон Маск рассказал некоторые подробности на конференции TED. Именно там был впервые продемонстрирован видеоролик, который теперь красуется на главной и пока единственной странице сайта boringcompany.com.
В первую очередь видео раскрывает способ, с помощью которого машины будут попадать в подземный тоннель. В людском метро используются эскалаторы, в автомобильном — лифты. Они будут установлены непосредственно на поверхности земли, прямо на проезжей части. Легковушке остается лишь заехать на специальную платформу, которая и опустит ее под землю. Согласно более ранним сообщениям Маска, в одном месте можно построить до 30 тоннелей на разном уровне.
Под землей автомобиль движется на той же платформе, которая спустила его: погонять по узким коридорам в стиле какого-нибудь аркадного автосимулятора не получится. Таким образом, The Boring Company хочет создать новый вид транспорта, который будет чем-то средним между общественным и личным: вы находитесь в собственной машине, но при этом все равно используете общедоступную платформу. Скорость ее перемещения может достигать 200 км/ч.
Еще в феврале издание Bloomberg сообщало о том, что Маск принялся бурить на парковке SpaceX недалеко от Лос-Анджелеса. Глубина залегания тоннеля составляла около четырех метров, его ширина — около 15. Это был лишь демонстрационный образец, но уже тогда стало ясно, что миллиардер настроен вполне серьезно.
Одним из очевидных препятствий на пути к созданию многоуровневой сети под крупными городами является высокая стоимость прокладывания тоннелей. На конференции TED 2017 Маск привел пример того, сколько это стоит в случае с метро Лос-Анджелеса: продление ветки на 2,5 мили (4 километра) обошлось городу в два миллиарда долларов. Но знаменитый предприниматель собирается сократить расходы примерно в десять раз. Для этого потребуется существенно уменьшить размер коридора. К примеру, по американским стандартам диаметр автомобильного туннеля должен составлять минимум 8 метров при однополосной дороге (требование продиктовано необходимостью прохода автомобилей служб спасения и эффективной вентиляции для удаления продуктов выхлопа машин с ДВС). Маск же рассчитывает уменьшить диаметр до 3,7 метра.
В дополнение к этому The Boring Company намеревается разработать принципиально новые тоннелепроходческие машины (возможно, один из прототипов изображен на том самом «удаленном» снимке). Современные модели работают посменно: половину времени копают, половину отдыхают — во время простоя им меняют затупившиеся резцы. Маск хочет произвести революцию и в этой сфере, представив новые машины, которые смогут работать без остановки.
Наверняка противники Элона Маска вновь начнут обвинять его в желании выбить как можно больше наличных из инвесторов. Критическое мышление действительно подсказывает, что система 30-уровневых тоннелей с индивидуальными лифтами пока воспринимается слишком уж утопически, и ведь мы даже не касались темы землетрясений. Но как только градус скептицизма достигнет критической отметки, необходимо вспомнить о том, что электрокары Tesla — одни из самых желанных автомобилей на планете, Mercedes-Benz и Audi никак не могут выпустить для них конкурента, а ракеты SpaceX продолжают успешно возвращаться на Землю и снова улетать в космос. Разве еще десятилетие назад мог кто-нибудь всерьез допустить, что у обычного предпринимателя все это получится?
Следующая страница →
Читайте также
Последние новости