Чтобы выпускать сегодня режиссерское издание игры 1996 года, нужны очень веские причины. Чарльз Сесил — идейный вдохновитель серии Broken Sword — полагает, что ему есть еще что добавить к истории, рассказанной почти пятнадцать лет назад. Именно тогда на свет появилась первая часть — Shadow of the Templars. Решение о переиздании благородного, но бесконечно устаревшего квеста справедливо показалось всем очень странным. Сюжет считался тогда идеальным, образы героев — хорошо прописанными, а сценарий — интересным. Добавлять новые элементы в законченное произведение всегда тяжело, тем более если оно прекрасно без всего этого обходилось раньше. Разработчики же расценивают заигрывание с классикой как имеющую право на жизнь попытку познакомить подрастающее поколение с прародителем сериала. Благородная цель.
Тайная комната при свете ламп выглядит не так зловеще.
Режиссерский меч
Переиздание первого «Сломанного меча» с громоздким названием Broken Sword — Shadow of the Templars: The Director's Cut уже отметилось на консолях от Nintendo: Wii и DS. На приставке с «махательной палочкой» в комплекте игра проходилась особенно приятно. И не только потому, что решать пазлы с помощью нинтендовских контроллеров было, как и в большинстве подобных случаев, необычно и легко. В версию для Wii добавили возможность своеобразного совместного прохождения. Один человек с помощью вимоута передвигает персонажа туда-сюда по локации, в то время как другой елозит курсором на экране в поисках активных точек — занимается пиксельхантингом, короче. В ПК-версии ничего такого, разумеется, нет в помине.
Прежде чем кидаться в сравнительные анализы с изнуряющим поиском отличий между оригиналом и переизданием, нам бы очень хотелось рассказать о сюжете первой Broken Sword так, если б это было первое знакомство с ним. Главный герой — Джордж Стоббарт. Белокурый студент, немного застенчивый, но не боящийся в одиночку путешествовать по белу свету. Волею судьбы он оказывается в небольшом кафе славного города Парижа, где и начинаются приключения.
Старт довольно бодрый: взрыв, труп, клоун, журналистка, полицейский. Чем-то это все напоминает первые часы Runaway. И красивая девушка со студентом, и приключения, и трупы, и взрывы — разве что без клоуна обошлись. В сюжете даже нашлось место тайным посланиям тамплиеров — упоминание о них потом станет визитной карточкой серии.
Теперь в Broken Sword все ведут свои дневники.
Миловидную особу, с которой познакомится Джордж, зовут Николь Коллар. Она работает журналистом-фрилансером во французской газете La Liberte. Именно взрыв в кафе знакомит двух молодых людей. Их ждали интриги, расследования и преследования.
Загадки, даже по меркам квеста образца 1996 года, получились в Broken Sword несложными, решались быстро, да и к тому же их было катастрофически мало. Поэтому кое-что новое было добавлено в Director's Cut — за это, пожалуй, действительно хочется сказать спасибо Чарльзу Сесилу.
О жанровой принадлежности игры мы не считаем нужным распинаться. Скажем лишь, что потом Broken Sword из рисованного миловидного квестика превратилась в полноценный трехмерный приключенческий сериал — за что, разумеется, схватила кипу неодобрительных отзывов от ностальгирующих олдскульщиков. Нет, не за приключения, а за трехмерность. По мнению многих (и мы, признаться, в их числе), с переходом в третье измерение «Сломанный меч» неслабо поубавил в своей исключительной атмосфере, вместо нее пришла совершенно иная, не всем пришедшаяся по вкусу.
Такой вот была Shadow of the Templars — интригующая, захватывающая и при этом невообразимо легкая и изящная.
Одна из самых простых загадок в игре.
Ненужная работа
Revolution Software не побоялась впихнуть в оригинальную Broken Sword новые сюжетные куски, более детально раскрывающие характеры и быт тех героев, которым было уделено недостаточно внимания. Сперва нам и вовсе дают поиграть за миловидную Николь Коллар. Да и не только сначала. На этот раз времени с девушкой придется провести во много раз больше, чем раньше. Мы и убийство будем расследовать, и побываем в самых неожиданных ситуациях, решив по пути тонны головоломок. В общем, с журналисткой скучать точно не придется.
А вот с кем скуки не избежать — так это с нашим старым знакомым Джорджем Стоббартом. Ничего принципиально нового расширенная версия квеста предложить ему не может. С одной стороны, может, это и правильно — все-таки все время в оригинале мы провели вместе с ним и узнали студента как следует. Но с другой — скудная парочка новых задач для Стоббарта выглядит на всеобщем фоне обновления совсем уж блекло и невыразительно.
Главное нововведение Director's Cut — отображение анимированных портретов героев во время диалога. Картинку с наглядным примером вы сможете увидеть где-то совсем неподалеку от этого абзаца. Вроде бы и нужное новшество — наблюдать в 2010 году за беседой двух неподвижных кукол не очень интересно. А вот портреты, по идее, должны показывать более полную палитру чувств и эмоций героев.
Ну почему героев так плохо анимировали?
Должны были. На самом деле отдельная картинка для персонажа, как и зеркало у пьяного школьника, ничего кроме маловразумительных гримас не дает. Вот скажите, разве тяжело было потрудиться над созданием анимации губ? Мы бы даже согласились на режим постоянной смены двух изображений во время болтовни — «открытый рот/закрытый рот». Не добавили даже этого — понимать эмоции Николь можно только по блеску ее глаз и открывающемуся рту во время изумления или испуга. Остальных это тоже касается. Почему такой элементарной вещи не сделали — уму непостижимо.
Или вот графика — обещали ведь тоже улучшить. А на деле оказалось, что более детализированными и четкими кажутся только новые локации. Из-за этого получается своеобразный дисбаланс — наш студент шастает по размытым и так себе выглядящим французским улочкам, а журналистка в эксклюзивных эпизодах — по вполне красивым секретным комнатам и апартаментам.
Больше оплеухи мы раздавать не будем. При всех сомнительных и не всегда работающих должным образом нововведениях Broken Sword: Shadow of the Templars по-прежнему остается классическим квестом, которому особого очарования, шарма и утонченности точно не занимать. Да и не все новые элементы в режиссерской версии оказались с пробоинами. Вот, к примеру, дневники, которые старательно ведут герои, — крайне полезная и удобная штука. Сейчас для жанра — это уже стандарт, но в 1996 году... Или вот щадящая функция для тех ленивцев, кому даже в Интернет за прохождением лезть неохота. Для пазла существует несколько подсказок — одна другой откровеннее. Сначала вам будут ненавязчиво намекать, а если прозрение так и не наступило — то снисходительно тыкать носом в очевидное решение.
Ну а в остальном — это все та же Broken Sword. Да, она стала упрощеннее, дружелюбнее к игроку, к ней пришили парочку новых сюжетных эпизодов. Только вот нужно ли было проделывать подобное с и без того выдающимся квестом? Лично мы считаем, что нет.
Помните «Пляшущих человечков» в «Записках о Шерлоке Холмсе»? Ну так тут почти то же самое.
***
Знакомство с режиссерской версией Shadow of the Templars сродни просмотру продолжения «Иронии судьбы» от Тимура Бекмамбетова — то, что казалось каноничным и устоявшимся, вдруг наспех переделывают и заставляют поверить, что так оно в действительности и есть. Намного лучше воспринимаются полноценные римейки — как это уже было с Monkey Island. А в случае с Broken Sword нам бы хватило специального издания оригинальной игры — чтоб с кучей дополнительных видеоматериалов, нормальной работой под Windows 7 и статуэтками героев в подарочных наборах. Оценку мы, если что, выставили за заслуги оригинала. Поверьте — если бы не «The Director's Cut», она была бы выше.
Плюсы: новые локации; интересных загадок стало больше; дополнительные кусочки сюжета.
Минусы: задумка с демонстрацией крупным планом лиц персонажей не совсем удалась; обещанное улучшение графики справедливо только в отношении новых локаций.
Читайте также
Последние новости