Актуально для платформы: PS4
Final Fantasy XV — особенная. Потому что изначально была не основной частью сериала, а всего лишь ответвлением тринадцатой. Потому что её разрабатывали десять лет и в процессе сменили режиссёра — вместо Тэцуи Номуры (Tetsuya Nomura) им стал Хадзиме Табата (Hajime Tabata). Потому что Square Enix сделала на неё гигантскую ставку и создала ещё до запуска целую вселенную — с фильмом, аниме и мобильной игрой по мотивам. Давайте разбираться, как «особенность» сказалась на главной JRPG текущего поколения.
Слева направо: Гладиолус, Ноктис, Промпто и Игнис.Король умер, да здравствует бойз-бендСмена режиссёра — самое важное, что произошло с проектом. Номура оставил после себя концепцию «фантазии, которая основана на реальности», большой открытый мир и основу для персонажей. Сюжет, его подачу и раскрытие героев доделывал уже Табата. Так Final Fantasy XV стала историей про четырёх друзей и восхождение на трон. Восходить будет принц Ноктис, наследник государства Люцис, единственный, кем управляет игрок. Его товарищи — Гладиолус, Игнис и Промпто — своеобразные телохранители, их первая цель — помочь принцу добраться до островного города Альтиссия, где он должен жениться на подруге детства, Лунафрейе.
В пути товарищи узнают, что на столицу Люциса — Инсомнию напала империя Нифльхейм, отец, похоже убит. История быстро окрашивается в тёмные тона. И постепенно становится мрачнее и мрачнее. Сюжет трагичен, но трагичность не передаётся по эту сторону экрана. Сценарий Final Fantasy XV создан как будто не для посторонних. Вы окажетесь в центре событий почти сразу — и никто не будет рассказывать в подробностях, что к чему.
С одной стороны, это правдоподобно — было бы странно, если бы принца, главное действующее лицо, вели за ручку. С другой — сюжет не создаёт целостной картины. Вставленные патчем первого дня видео из фильма Kingsglaive не помогают, даже немного сбивают с толку, так как не совсем похожи по стилю на те ролики, что сделаны на движке. Добавляются к этому нелогичность некоторых действий героев и подача заданий в стиле «принеси-подай». Такие квесты наша четвёрка выполняет для всех подряд — автомехаников и журналистов, ювелиров и детей.
Более того, во второй половине лёгкий сумбур сменяется неожиданными поворотами сюжета буквально в каждой главе. И повороты эти иногда безумны и ничем не оправданы. Не вдаваясь в спойлеры, скажу, что любимый приём господина Табаты — убить кого-нибудь, желательно за кадром. А когда товарищи доберутся до Альтиссии, вас просто «отключат» от открытого мира, позволив возвращаться туда лишь в воспоминаниях Ноктиса. Получается глупо: сюжет — отдельно, открытый мир — отдельно.
Немного спасает ситуацию наш «бойз-бенд». Характеры парней проработали, они выглядят настоящими давними друзьями и развиваются по ходу сценария. Понимаешь, почему в компании нет ни одной девушки. Не хочется раскрывать, что произойдёт с каждым из четвёрки, но не только Ноктис окажется в сложной ситуации — все пройдут через определённые испытания.
Девушки на экране тоже появляются…«Что могут короли?»Игра-путешествие просто обязана привлекать прекрасным миром. И здесь перед Square Enix стояла сложная задача: японские RPG всегда отличались условностями — настолько, что они стали частью жанра. И мечами тут машут трёхметровыми, и летающие корабли стоят в паре километров от первобытных деревень, и монстры за каждым поворотом не мешают развитию технологий. Это нормально воспринимается, когда герои состоят из разноцветных квадратиков, лишены носов и одеты в смешные балахоны. Но когда перед тобой «фантазия, основанная на реальности», надо объяснять и приближать всё к настоящему миру. Здесь Табата и его команда постарались, но справились не со всем.
То, что связано с вещами глобальными, продуманно и логично. Дикие звери живут вдали от людей, и днём их найти непросто. За пределами крепостных стен Инсомнии городки невелики и редки. День плавно сменяется ночью, на дороги выходят огромные демоны, Игнис отказывается садиться за руль. На континенте нет резких переходов из пустынь в джунгли, хотя непроходимых гор многовато. Подземелья очень здорово вписаны в рельеф местности. Особо приятно углубиться в какой-нибудь лес и обнаружить руины с сильными противниками и артефактом в глубине.
В открытом мире Эоса можно зависнуть на десяток часов, прежде чем бежать дальше по сюжету. Гонки на страусах чокобо, поиск королевского оружия в усыпальницах, охота на диких зверей и фотографирование впечатляющих пейзажей. Можно ехать неспешно, слушая песни из старых «финалок» по радио, либо быстро перемещаться к нужной точке за символическую плату.
Но в мелочах и наполненности уже есть проблемы. Людей, дающих побочные задания, очень мало. Сами поручения однообразны и ограничиваются в основном охотой да поисками вещей. Вокруг полно мест, куда просто напрашивается какой-то контент, но его нет. К примеру, рядом с маяком на юге, откуда отходят корабли в Альтиссию, есть спуск к воде. Туда очень хочется пойти, но дорожка кончается обрывом, и монстры рядом не обитают. Пустоту заполняют разве что имперские транспорты с роботами-пехотинцами, источники магической энергии и ценные растения с грибами.
В поездках я включал треки из любимой FFVII — и слёзы подступали к глазам.Король и суп
Флора и фауна тут играют важную роль. Ноктис и его друзья становятся сильнее не сразу после получения очков опыта, а лишь после того, как обсудят итоги дня и лягут спать. Перед сном Игнис готовит из собранных и купленных ингредиентов ужин, который повлияет на характеристики четвёрки на следующий день. Хороший шашлык или суп сделают атаки мощнее, а запас жизненной энергии могут увеличить раза в два.
Промпто вечером показывает всем фотографии, и вы можете выбрать, какие из них сохранить. Гладио предлагает провести тренировочный бой, за который дадут баллы для развития умений. Ну а Ноктис не только пользуется умениями друзей, но ещё и рыбак со стажем. Рыбалка тут тянет на самостоятельную игру — мест для ловли, видов приманок и самой рыбы очень много. При этом для мобильных устройств отдельно вышел здешний пинбол — Justice Monsters Five. В нём тоже нетрудно провести пару часов подряд, тем более что за прохождение дают предметы типа снадобий. Впрочем, их и так легко купить: деньги быстро набираются за счёт «лута», остающегося от монстров, а экипировка и расходные предметы стоят совсем недорого.Королевский приём с магией и мечомПеречисленные вещи нужны прежде всего в боях. Сражения получились ровно такими, какими я уже описывал их в двух превью, — простыми и яростными. Зажимаем одну кнопку для атаки, другую для защиты — дело сделано. Иногда стоит использовать специальный приём из арсенала друзей. Иногда — лечащее или усиливающее средство. Потому что сами по себе компаньоны сражаются не очень хорошо. А когда закончатся очки магии, отвечающие за уклонение от атак, лучше телепортироваться на какой-нибудь столб — там Ноктис быстро восстановит силы.
Магия при этом работает как оружие. Сначала нужно сделать заклинание из найденной магической энергии и, если хочется, добавить к нему статусный эффект. Потом отправляем чары в слот для оружия. У вас будет всего три выстрела, но они настолько мощны, что решают исход большинства рядовых поединков. Беда в том, что неуправляемые товарищи так и норовят подставиться под «Огонь-2». Заклинания с призываемыми «богами», известные в сериале как Summon, выполнить можно, лишь когда битва затянулась, и обычно одна такая атака убивает всех врагов сразу.
Карта не слишком большая, как и продолжительность кампании в целом: закончить сюжет можно часов за двадцать пять — тридцать.Ничего особенного изобретать Square Enix не стала. Поэтому фанаты системы материй из Final Fantasy VII или гамбитов из двенадцатой части будут разочарованы. Но FFXV не кажется «однокнопочным» слэшером. Скорее всего, потому, что схватки стремительны и простота боевой системы очень хорошо сочетается с высокой динамикой.Король красотыЕщё драки справляются с задачей создать «вау»-эффект, опустить вашу челюсть на пол. На то же самое работают и превосходные заставки, и гигантские животные, и потрясающие пейзажи, и треки из классических частей серии. Способ очень простой, но с любителями жанра он сработает. Любая из больших «Фантазий», кроме, пожалуй, тринадцатой, прежде всего захватывала объёмом и передовым техническим исполнением. Вы словно попадали в прекрасный, неизведанный, непонятный мир — и целью было узнавать его, восхищаться красотами.
В этом смысле Табата и его команда сделали всё как надо. Местами качество графики страдает от недоработанного освещения — видно, что проект родом с PlayStation 3. Но в большинстве случаев игра света и тени безупречна — получается красота неописуемая. Даже хочется поблагодарить авторов за то, что скриншоты делают за нас. Из прочих проблем я заметил разве что редкие проседания частоты кадров и низкую дальность прорисовки теней во время езды, но это мелочи.
В сражениях камера мешает наравне с врагами.***Final Fantasy XV и повезло, и не повезло от перемены руководства. Повезло потому, что она вышла и получилась достойной своих предшественниц. Не повезло потому, что вышла лоскутным одеялом, а не цельным произведением. Где-то лоскутки отлично сочетаются друг с другом, где-то совершенно не подходят.
На открывающем экране написано, что делалась игра для новичков и давних фанатов. Те, кто не слишком знаком с жанром и сериалом, должны полюбить большой мир, яркие битвы и четвёрку героев. Поклонникам JRPG будет сложнее: они привыкли к более качественным историям, более навороченным механикам и нелегко переносят линейные сегменты повествования. Но для всех верно одно: это один из главных релизов года, который очаровывает чаще, чем разочаровывает.
Плюсы: запоминающаяся четвёрка героев; качественная графика; большой, впечатляющий открытый мир, где есть чем заняться; увлекательные битвы; игра магическим образом создаёт «вау»-эффект.
Минусы: странная подача и нелогичность сюжета; побочные задания и наполнение мира могли бы быть разнообразнее; первая и вторая половины получились очень разными.
Читайте также
Последние новости