Следующая новость
Предыдущая новость

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Недавно мы писали, что больше половины геймеров в онлайн-играх так или иначе сталкиваются с негативом и издевательствами. Надо признать, этот факт весьма точно иллюстрирует положение дел в игровом сообществе. По какой-то причине агрессия и предвзятость стали для него нормой, а травля и троллинг превратились в обыденность. Авторитетные заявления типа «мобильные игрули — это для лохов» и «азаза консольщики в пролёте» мы наблюдаем в комментариях регулярно. Что уж там, дорогие читатели, велика вероятность, что вы и сами не брезгуете такими формулировками. Критик ведь нынче каждый.

Но что вынуждает нас раз за разом в грубой манере высказывать своё невероятно ценное мнение? И почему некоторых хлебом не корми, дай только публично назвать League of Legends «отстоем для девочек»? Откуда берутся хейтеры, в конце концов? За ответами мы обратились к практикующим психологам. И если ненависть — это то, что помогает вам просыпаться по утрам, самое время разобраться в себе.

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти
Слева направо: Алексей Карачинский, Александр Данилин и Екатерина Шумакова.

Наши эксперты:

  • Алексей Карачинский — психотерапевт, психолог, член Украинского Союза Психотерапевтов, общественный деятель, автор онлайн-курса «Основы критического мышления» и ряда научных публикаций, ведущий образовательных каналов @PsyEducation, @ThinkCritical, @dianalysis.
  • Александр Данилин — психиатр, психотерапевт, нарколог, писатель, член Международной ассоциации психоаналитиков, автор проекта «Серебряные нити».
  • Екатерина Шумакова — практикующий психолог, психоаналитик, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии, автор образовательного канала @psyhologia.

 

Хейтер, хейтер, патипупер

В холивары мы зачастую ввязываемся в ущерб душевному равновесию, забывая об элементарном правиле сетевого этикета: «это Интернет, детка, здесь могут послать». Но вот что примечательно — порой на негатив людей толкает одно только упоминание конкретного бренда. iOS или Android? Dota 2 или LoL? Консоли или PC, наконец? Деление на враждующие лагеря — любимая народная забава. Однако предметы подобных споров далеки от вопросов жизни и смерти. Почему же мы готовы порвать на себе последнюю рубашку, лишь бы макнуть оппонента в грязь?

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

«Существует такое когнитивное искажение — склонность к подтверждению своей точки зрения. Она-то и мешает нам мыслить объективно. Ведь многое в этом мире мы видим сквозь призму наших убеждений. При этом людям очень важно ощущать какую-то принадлежность — таким образом они не чувствуют одиночества, становятся как бы более цельными. И неважно, футбольных фанатов мы обсуждаем, или национальную идентичность. Есть определённая общность — те же владельцы Android или обладатели iPhone, например. Всё, что можно расценить как угрозу их убеждениям, провоцирует симметричную агрессию», — Алексей Карачинский.

«К величайшему сожалению, простейшим способом самореализации для большинства становятся капризы. Тянется это ещё с самого детства. “Не буду кашу, буду конфету!” — говорит ребёнок. Оценка по принципу “это мне нравится, а это не нравится” — детский, не требующий усилий, способ выражения себя, собственной значимости. Многие до старости считают подобные капризы единственным способом самовыражения», — Александр Данилин.

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

«Фрейд отметил интересное явление, которое назвал “нарциссизм малых различий”: похожие для внешнего наблюдателя народы недолюбливают друг друга и щедро приписывают недостатки другой группе. Здесь включается механизм проекции: то, что мы не хотим видеть в себе, мы бессознательно переносим на кого-то, похожего на нас, и затем всячески выражаем своё неодобрение этому внешнему объекту, делаем вид, что не имеем и не хотим иметь с ним ничего общего», — Екатерина Шумакова.

 

На заборе тоже написано

Возьмите любой популярный ресурс о видеоиграх и проанализируйте пользовательские дискуссии. На некоторые темы аудитория реагирует с тем же энтузиазмом, с каким бык — на красную тряпку. Ubisoft принято ненавидеть за вышки, Valve — за шапки, а Electronic Arts — за меркантильность. Каждое обсуждение крупных разработчиков неизбежно сводится к набору стандартных и скучных претензий. А редкие попытки аргументации обязательно тонут в потоке вздора, который можно без потери смысла заменить на «здесь был Вася». К слову, если верить психологам, именно так переводятся на язык разума ёмкие комментарии «скатились» и «отписываюсь».

К категории надписей на заборе относятся и шуточки про Xiaomi. Разбираться в деталях вопроса, объяснять свою позицию предпочитают единицы. Зато съязвить об устройстве, которое и в руках-то не держали, хочется всем. Что это: дефицит критического мышления или банальное желание быть замеченным?

«Пустые негативные комментарии создают так называемый эффект участия. Человек вроде как приобщился к обсуждению, а КПД его вклада тем не менее равен нулю. Это тоже типичная потребность в принадлежности — третья ступень Пирамиды Маслоу», — Алексей Карачинский.

«Один из основоположников когнитивной психологии Альберт Эллис писал, что всем людям с детства присущи три основных иррациональных убеждения или требования. Первое требование — к себе самому: “Я единственный и самый лучший, и, поэтому, я, в отличие от всех остальных людей, должен добиться успеха и как можно быстрее!”. Второе требование — к другим: “Все должны меня любить, понимать и признавать мою значимость (просто потому, что я самый лучший априори)”. Ну а последнее — к жизни вообще: “Я должен всегда получать то, что я хочу и не должен получать того, чего не желаю. Если я не получу того, чего хочу, я сойду с ума! Комментарий вроде “iPhone — дерьмо” — попытка без усилий продемонстрировать собственную значимость. Чем более популярна тема (или гаджет), тем больше отзывов подобного рода в ней окажется», — Александр Данилин.

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

«С агрессией вот какая штука — для её выражения не нужна веская причина, хватит самой агрессии и мало-мальски подходящего повода, за который можно зацепиться. Конечно, дело не в том, что человек изначально ненавидит какого-то разработчика игр. Он может ненавидеть своего начальника, но не иметь никакой возможности выразить своё неудовольствие по объективным причинам или в силу характера (агрессивные в Сети люди вполне могут оказаться тихонями или, наоборот, людьми с высокой агрессией, которым не хватает её реализации в обычной жизни). И тогда срабатывает бессознательный механизм смещения: “Я ненавижу тех лузеров, которые играют в эту гламурную блондинистую игрушку. Зато теперь мне легче терпеть босса”, — Екатерина Шумакова.

 

Вы всё врёте!

Не менее распространённый объект направленного хейта — игровые журналисты и известные медийные персоны. Этой братии принято приписывать многие смертные грехи, но первый и главный среди них — корыстолюбие. Каждый позитивный обзор на игру или девайс собирает традиционную порцию обвинений в продажности. А уж если автор в своём материале кого-то аргументированно обругал, видать, его крепко обидели на секретной раздаче гонораров для прессы. Спрашивается, откуда такая паранойя?

«Обвинения всех вокруг в недобросовестности — всего лишь простейший способ доказательства своей уникальной значимости. Сравните такие утверждения с иррациональными требованиями по Эллису, и вы всё поймёте. Современный псевдопатриотизм того же рода. Когда я работал на радио, достаточно было упомянуть в эфире Эриха Фромма или Зигмунда Фрейда, как в редакцию звонили с руганью и жалобами на то, что я “шпион мирового империализма” потому что говорю об “иностранных специалистах”», — Александр Данилин.

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Бывает и так, что причина массового неодобрения кроется в предвзятости и обыкновенных предрассудках. К примеру, люди, далёкие от киберспорта, любят от души приложить профессиональных игроков за прожигание жизни и праздность, а сам киберспорт расценивают как явление временное, несерьёзное. Стримеров с летсплейщиками критикуют по схожему принципу. Посыл у их недоброжелателей следующий: заводы стоят, а эти, значит, в игрушки свои играются. Неприемлемо!

«Непонимание и неприятие возникают из-за неспособности идти в ногу со временем, со всем новым. “Уважаемый человек” в стереотипном представлении должен быть чисто выбрит, коротко стрижен и, условно говоря, в галстуке. Поэтому тем же матерям сложно принять тот факт, что их сын диджей, например. Тут ситуация аналогичная. Аудитория не может смириться с мыслью о том, что кто-то зарабатывает деньги, играя в видеоигры. Хотя, если посмотреть на уровень стресса, у профессионального геймера он гораздо выше, чем у какого-нибудь заводского рабочего. Когда речь идёт об обычной зашоренности взглядов, что бы вы человеку ни говорили, его убеждения будут только крепнуть. И чем они крепче, тем, к сожалению, менее гибким становится мышление. Доказывать что-то таким людям очень сложно, да и бессмысленно. Когда один из собеседников имеет установку «быть правым», диалог не будет продуктивным», — Алексей Карачинский.

 

Хейтергейт

Можно подумать, что злобные комментарии — безобидный способ разрядки, но иной раз массовые упражнения в остроумии принимают по-настоящему опасные формы. Этой весной Интернет буквально затравил Элли Poуз-Мари Лиocт, которая якобы отвечала за лицевую анимацию в Mass Effect: Andromeda.

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Экспертные мнения доморощенных критиков из Twitter перемежались угрозами расправы и бесконечным потоком оскорбительных мемов. На определённом этапе в скандал пришлось вмешиваться самим BioWare. Они опровергли слухи о причастности девушки к разработке, вот только репутацию ей эта травля подмочила основательно.

«Когда окружающая реальность не соответствует тем самым базовым требованиям, человек начинает чувствовать вину, причём перед самим собой. Вина — неприятное чувство! Древние иудеи избавлялись от неё с помощью “козла отпущения”. Для того, чтобы человек не чувствовал себя виноватым, нужно найти объект, который можно обвинить во всех бедах. В пространстве спора о Mass Effect: Andromeda таким объектом оказалась Элли. Аудитория спроецировала на девушку собственную неудовлетворённость — неудовлетворённость базовых требований к жизни», — Александр Данилин.

«Когда нам скучно жить своей жизнью, когда не хватает определённых эмоций, мы ищем их в чужом опыте. Любой внешний дискурс — новая информация для мозга, обеспечивающая прирост дофамина и позволяющая отвлечься от рутины. Хороший пример — широкое обсуждение передачи “Пусть Говорят” с участием Дианы Шурыгиной. Тогда чуть ли не каждый смог почувствовать себя “экспертом” и в определённом смысле получил от этого удовольствие», — Алексей Карачинский.

И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Самой «Андромеде», кстати, досталось не меньше. А ведь игра не так плоха, как её малюют. Кто знает, вполне возможно, именно тролли в ответе за недавнее превращение BioWare Montreal в студию поддержки. Индустрия зависима от мнений, и принцип «собака лает — караван идёт» к ней больше не применим. Не секрет же, что некоторые игровые компании выделяют своим сотрудникам премии за высокие баллы на Metacritic.

 

А судьи кто?

Похожего хейта в своё время удостоилась No Man’s Sky — в Сети провал Hello Games смаковали с каким-то извращённым удовольствием. Естественно, некачественный продукт и завышенные ожидания геймеров — вина самих разработчиков. Но даже Шон Мюррей не заслужил такого ушата помоев, в каком его по сей день полощут микроблогеры и пользователи Reddit. Причём, вот ведь парадокс: рассерженные покупатели давно успокоились, а любителей «хайпануть немножечко» всё никак не отпустит.

«Уровень агрессивности в том числе повышает и общая неудовлетворённость жизнью. В этом механизме нет ничего нового: раньше мужчина приходил с тяжёлой нелюбимой работы, на которой терпел пренебрежительное отношение руководства, и срывался на домашних. Сейчас, как и многие другие части нашей жизни, эта тоже переходит в Сеть. В Интернете можно выражать агрессию анонимно и не нести за это практически никакой ответственности. Надо только выбрать цель. Или лагерь, к которому примкнуть, чтобы “дружить против других”», — Екатерина Шумакова.

«Грубая критика и недоверие по отношению к чужой интеллектуальной деятельности — это, чаще всего, банальная человеческая зависть, подозрение, что кто-то лучше и умнее тебя самого. А так не бывает — я же самый умный! Подобный психический инфантилизм не связан с какими-то заболеваниями и возникает как следствие педагогической запущенности. Это результат отсутствия в нашей культуре минимальной склонности к самоанализу, к “практикам себя”, как сказал бы Мишель Фуко. Люди заинтересованы в том, чтобы жизнь текла “просто так”, сама по себе, и не хотят тратить время и силы, чтобы заслужить любовь и уважение. Вот и остаётся единственный способ самореализации — всё те же злобные капризы», — Александр Данилин.

В финал этой статьи просто напрашиваются призывы жить дружно и мыслить шире, но их не будет. Если не узнали себя в тексте — почёт вам и уважение. Проходите в комментарии и не роняйте монокль, когда наткнётесь там на односложные восклицания и шутки про владельцев iPhone. Должен ведь кто-то проиллюстрировать слова экспертов живым примером.

 

Автор текста: Аня Васильева

Последние новости