Надежда, как известно — дама злая. Она растит в душе геймера веру, что игра-долгострой, застрявшая в производственном аду, всё преодолеет. Да не просто преодолеет, а воплотит все взлелеянные мечты. Ожидания редко совпадают с действительностью, так что не ждите Half-Life 3 — Гейб Ньюэлл хорошо понимает смертельность надежды. А вот Фумито Уэда, прославившийся великолепными Ico и Shadow of the Colossus, увы, её не осознал. The Last Guardian получилась такой, что безоглядно влюбиться в неё можно с тем же успехом, с каким и растоптать диск, обливаясь злыми слезами.
Имя нам — Хатико
Причин для подобной эмоциональности в отношении The Last Guardian хватает. Девять лет — слишком долгий для ожидания срок, чтобы оставаться сдержанным. За такое время надежда и Фумито Уэда силою трейлеров породили в умах геймеров образ сказки в духе «Бесконечной истории» — наивной и оттого ещё более желанной, ведь она могла (и местами таки смогла) подарить игрокам поистине уникальные эмоции. Но выход The Last Guardian в свет показал большинству ожидавших, что игре мечты лучше оставаться в сердцах и воображении. Однако, справедливости ради — некоторым TLG невероятно понравилась.
Пожалуй, она напоминает Beyond: Two Souls — Дэвид Кейдж тоже хотел создать нечто удивительное. У него, в общем-то, получилось, но концепция игры оказалась рассчитана на людей с высочайшим уровнем эмпатии, способных менять настроение по щелчку пальцев. А по геймплею и сюжету история о Джоди Холмс и Айдене выдалась не удивительной, а откровенно странной, местами — просто ужасной. С The Last Guardian приключилась та же хворь. У игры, чувственной и прекрасной в своей невербальной части, попросту убогий геймплей.
Причём порицать тех, кто якобы не должен был питать иллюзий, опрометчиво. Фумито Уэда уже зарекомендовал себя двумя прекрасными творениями, да и про сроки разработки забывать не стоит. Плюс, игроки всё-таки люди, и они имеют слабости. Например, любовь к животным, за счёт которой и спасается The Last Guardian, ведь тут в главных ролях помимо мальчишки-японца ещё и грифон с кошачьими повадками — Трико.
Спасение в любви
Именно пернатый обаяшка — одно из самых весомых достоинств TLG. Помните, как в роликах на теле котогрифона колыхались перья, а поведение отдавало такой естественностью, что тянуло на всякий случай проверить сухость тапок? Team Ico не только сохранила, но и преумножила эти характерные особенности (нет, за тапки не бойтесь). Трико прекрасно анимирован, а его повадки чрезвычайно правдоподобны.
Вот котёнок-переросток катает лапой по полу вкусняшку, после играет в гляделки со стеной, а затем укладывается клубком — его не сдвинешь с места никакими уговорами, пока своевольная зверушка сама не соизволит поднять свой пернатый зад. В ситуации, когда игрок начинает медлить с выбором направления, питомец ненавязчиво указывает кивком нужную сторону, а когда геймер сворачивает не туда, Трико начинает жалобно поскуливать.
Трико очаровывает пластикой и поведением, не оставляя ощущения виртуальности. Наоборот, подобно Саре и Элли из The Last of Us, он убеждает в своей «настоящности». Так что, выдёргивая из его болезненно подёргивающегося тела копья врагов, не удивляйтесь сведённым от ярости скулам — за обиженного бессловесного друга хочется порвать гадов на японский флаг.
Уэда рассчитывал добиться от игроков привязанности к Трико, и это ему удалось. Поначалу к гигантскому существу испытываешь недоверие: а вдруг оно возьмёт, да и схарчит главного героя? Но грифон сам побаивается двуногого — Team Ico хотела показать именно ту ситуацию, когда сталкиваются кардинально разные виды, оказавшиеся в одинаковой беде. Идея, конечно, не нова, но разработчикам удалось преподнести её правильно. По мере путешествия отношения между спутниками перетекают из опаски в доверие, а позже и самопожертвование.
Когнитивный диссонанс
Техническое исполнение The Last Guardian, кстати, оказало сильное влияние на историю, намертво повязанную с анимацией Трико. В визуальном аспекте проблем нет. Игра потрясающе красива, её мир, архитектурно напоминающий Ico, пышет жизнью, а свет достоин отдельной похвалы. Ожидаемо, ведь работать с ним Уэда сотоварищи умеют, как никто другой. Наблюдая под чарующую музыку за колыхающейся травой, мельтешащей живностью и Трико в ореоле солнечных лучей, теряешь связь с реальностью.
Увы, она вскоре возвращается, показывая обратную сторону влияния технологий на игру. Анимация взаимодействий между пернатым «котом» и мальчиком прихрамывает на лапу, а то и на две. Простые действия, будь то залезание на грифона или пробежки по его спине для решения квестов, порой заканчиваются раздражением и руганью. Всё это медленно и коряво — Team Ico не просто бросила камень в собственный прекрасный огород, а обрушила на него камнепад.
Наломать дров умудрились абсолютно во всём, в чём косячить как раз не следовало. Нет, речь не о паузах, возникающих из-за своенравности Трико, не желающего слушаться команд — с этой особенностью его характера можно и нужно смириться: с точки зрения отношений между персонажами такие моменты важны, ведь Трико — не раб игрока, а его партнёр. Партнёр, наделённый не слишком обширным интеллектом, но и не обязанный потакать чужим желаниям.
Хоть непослушание Трико иногда раздражает, замысел Уэды предельно ясен и важен для восприятия игры. А вот с чем категорически не хочется мириться, так это с падением частоты кадров, застреванием в текстурах и кривым управлением! Когда ведёшь парочку по миру The Last Guardian, складывается ощущение, что его залили прозрачной смолой. Герои двигаются с вальяжностью сытых крабов, ускоряться не намерены, и это не добавляет атмосферы, а подтачивает её.
Погружение с головой подразумевает несколько иное, господа из Team Ico. Геймерская братия не для того девять лет жила верой и надеждой, чтобы десяток часов терпеть пытку банальной тормознутостью. Да, кстати, того бога режиссуры, что превратил камеру в бешеную мартышку, следовало бы познакомить с розгами и увольнением. Такого издевательства игромир не видел давно: камера показывает всё подряд, старательно игнорируя юного героя с питомцем.
Скалолазам драйв не писан
К сожалению, дело не ограничилось сугубо техническими проблемами — с игровым процессом у The Last Guardian не меньше печалей. Мир игры пуст, хотя после Shadow of the Colossus от Уэды ожидали исправления столь очевидного недостатка. Взгляду не к чему прицепиться, кроме Трико, из-за чего его чудесное, трогательное, замечательное общество начинает обидно приедаться уже к середине истории. Так что игру строго рекомендуется проходить порционно, растянув минимум на неделю. Поверьте, при размеренно прохождении отношения Трико и мальчика воспринимаются совсем в ином ключе. Тот случай, когда спешка в развитии дружбы неуместна.
Геймплей не примитивен, о нет. Он, можно считать, отсутствует. Назвать бесконечное скалолазание игровым процессом, при всём уважении к гению Уэды, язык не поворачивается. Видимо, разработчики посчитали, что выхода TLG дождутся исключительно гекконы. Объяснить по-другому ползание туда-сюда и завязывание на этом всего геймплея не получается. В The Last Guardian мало головоломок и все они в формате «заползи-ка в ту щель, чтобы дёрнуть рычаг». Ради этого иногда приходится перепрыгивать через пропасти, но куда чаще героев ждут опостылевшие руины. Уж лучше бы Team Ico обошлись без них вовсе. А заодно без решения загадок и унылого поколачивания редких врагов — они едва ли не тоскливее покорения уступов. Любую из этих механик можно было сделать увлекательнее, учитывая креативность японцев.
Тайное послание… или нет
Впрочем, зная их же любовь к иносказаниям, стоит предположить, что The Last Guardian сделан таким тоскливым намеренно. Серость геймплея уж больно выгодно оттеняет живость Трико и его взаимоотношения с мальчуганом. Их же дополняет странный дизайн уровней, сводящий всю игру к восхождению по уступам. Скалолазание и постепенное развитие дружбы вполне могут оказаться взаимосвязанной метафорой. Преодолевая неурядицы — ежедневные, часто однообразные — человек карабкается вверх по жизненной лестнице. Дружба же у многих случается лишь в детстве, а со временем исчезает, уступая место просто знакомствам и приятельству. Сохранить её, проведя через годы, поглощённые «рутинным покорением уступов» — это подвиг, достойный восхищения и отдельной истории. Уж не это ли хотела показать студия? Ответ известен лишь Фумито Уэде, но очень хочется верить, что теория о важном завуалированном послании верна, и девять лет искренней веры не обернулись одной лишь хорошо анимированной пернатой няшкой на экране.
Фумито Уэда и Team Ico закончили работу над одним из последних долгостроев. Стоил ли The Last Guardian ожиданий? Сложный вопрос. С одной стороны, Уэда порадовал фанатов великолепными пейзажами и умопомрачительной работой со светом. Трико — само обаяние, такого бы уменьшить и дома завести. Его анимация, проработка и поведение выше всяких похвал. С другой стороны, игра полна серьёзнейших недостатков. Она пустая, скучная, неоправданно затянутая, а её камера и управление вполне могут стать хрестоматийными примерами «как не надо делать». The Last Guardian претендовала на многое, но понять, удалось ли ей стать воплощённой сказкой для всех и каждого, решительно невозможно.
Достоинства:
Недостатки:
Выходные данные
Купить в PS Store
Автор текста: Ян Трифонов
Читайте также
Последние новости