Те, кто учил в школе немецкий язык, наверняка до сих пор с содроганием вспоминают местные правила словообразования: корни лепятся один к другому, словно запчасти от чудовища Франкенштейна. В результате даже невинные сочетания превращаются в пугающие нагромождения согласных. Сегодня это свойство языка Шиллера и Гёте нам пригодится — только в нём Mass Effect: Andromeda можно описать всего тремя словами.
Verschlimmbessern — «Испортить при попытке сделать лучше»
Стремление оживить десятилетнюю франшизу, закончившуюся, к тому же, не на самой триумфальной ноте, в Mass Effect: Andromeda видно невооружённым глазом. Десятки часов игрового времени! Открытый мир с сотнями планет! Тысяча с лишним озвученных реплик! Движок Frostbite, демонстрирующий всю красоту иных миров!
Увы, избыток амбиций не покрывает нехватку опыта. И как бы искренне BioWare Montreal ни пытались вновь унести нас к захватывающим приключениям, их старания идут крогану под хвост. Будто авторы увлеклись творческим процессом и думали только о том, что они могут сделать. А вот вопросом «а надо ли?» никто в команде так и не задался.
Вместе с экипажем ковчега «Гиперион» разработчики сбегают в туманность Андромеды — чтобы оставить позади былые неприятности и начать всё с чистого листа. Получается в обоих случаях не очень: новую галактику подпортила тёмная энергия под названием Скверна, а игру тянут вниз баги, недочёты и ужасный сюжет. Но астронавтам хотя бы хватает ума осознать проблемы и попытаться их решить. BioWare же всю дорогу то ли искусно делают вид, то ли впрямь думают, что всё сделали правильно.
Характерный пример: при приближении к любой планете (космической станции, поясу астероидов или просто блуждающей груде мусора) вам показывают красивую анимацию полёта секунд на двадцать. В первый раз — чистый восторг! Во второй — вы это уже видели, ну да ладно. К третьему-четвёртому вы лезете в настройки, чтобы отключить чёртову заставку, но обнаруживаете, что сделать это нельзя, и приходится терпеть. При основательном прохождении на одно созерцание перелётов легко угробить добрых два-три часа.
В этой мелочи — вся суть Andromeda. Она огромна и красива, но невероятно однообразна. Местные планеты и впрямь поражают воображение… первые минут 15-20. Чуть больше — и начинаешь подозревать, что делать тут на самом деле нечего: и освоение новых территорий, и побочные квесты быстро сводятся к невероятной рутине. Пришёл, просканировал, пострелял, поставил очередной маяк, поехал дальше. Там снова просканировал, пострелял, поставил маяк, и так — до бесконечности. Чтобы пройти Mass Effect: Andromeda целиком, надо потратить больше сотни часов — и львиную долю вы будете нарезать круги с включённым сканером.
Fremdschämen — «Чувство стыда за другого человека»
Но не только в неизведанных водах BioWare умудряются пойти на дно. Непостижимым образом у них получилось облажаться даже со сценарием и персонажами, которые традиционно считались родной стезёй студии.
Если отбросить мишуру вроде открытого мира, перед нами — сюжет оригинального Mass Effect, серийные номера которого не потрудились спилить как следует. На знакомые элементы натыкаешься на каждом шагу. Вместо таинственных протеанцев из первой трилогии — загадочные Реликты, оставившие потомкам невероятное количество чёрных обелисков. Вместо зловещих Жнецов, стремившихся пустить Млечный Путь себе на корм — мрачные кетты во главе с Архонтом. Эти хотят превратить всё население скопления Элей в себе подобных. В комплекте идёт артефакт под названием Меридиан, за который нам предстоит сражаться.
Больше всего авторы Andromeda напоминают туземцев с островов Меланезии. Те строят самолёты из тростника и искренне верят, что материальные блага свалятся им на голову. Канадские сценаристы копируют предыдущие части серии, ожидая, что свершится чудо и получится хорошо. Но чуда не происходит, и соломенный самолёт сюжета, впопыхах приделанный к открытому миру, никуда не летит.
Замена капитану Шепарду, Скотт/Сара Райдер — один из худших протагонистов за последние лет десять. Его словно нарочно лишили не только героической предыстории, но и любых намёков на личность и харизму. Случайные прохожие просят Райдера решить их проблемы, спутники влюбляются в него после пары филлерных реплик — понять, что они нашли в этой дубине, решительно невозможно. Через всю игру наш герой шествует с одной и той же блаженной улыбкой на лице: не переживает, не размышляет и не меняется. Все его победы кажутся незаслуженными, решения — ничего не значат (тут же открытый мир, чёрт возьми), а ошибки остаются без последствий — врите в лицо родным, и они на вас даже не обидятся. Пожертвуйте важной для миссии саларианкой ради спасения никому не нужных кроганов — руководство и не подумает о наказании.
Команда «Бури» (замена «Нормандии», которая даже не стреляет), увы, недалеко ушла от своего капитана. Здесь на каждого — полторы черты характера максимум. Лихая турианка Ветра лихая, а странная азари ПиБи странная. Иногда промелькнёт интересный нюанс — то кроган Драк окажется не только типичным воякой а-ля «я дерусь потому, что я дерусь», то у корабельного врача обнаружатся проблемы с алкоголем. Но это редкие лучики света в тёмном царстве. Даже карикатурные наёмники из Team Fortress 2, состоящие исключительно из стереотипов пятидесятилетней давности, рядом с экипажем «Бури» смотрятся многогранно. С кеттами и Архонтом дела обстоят ещё хуже — им вообще не потрудились придумать хоть сколько-нибудь внятной мотивации. Да и зачем? Злодеи же.
Напоследок пнём анимацию лиц, из-за которой местное население похоже на резиновых кукол. Её, кстати, отлично дополняет озвучка. Актёров заставляли работать не то в шестом часу утра, не то глубоко за полночь, и почти все звучат так, будто тоскуют по чашке крепкого кофе и теплой кроватке.
Schadenfreude — «Удовольствие при виде чужих страданий»
«Есть ли тут хоть что-то, что не испортили?» — возопит читатель. Есть. И это — сражения.
Больше не нужно спамить двумя-тремя способностями выбранного на старте класса — теперь можно потихоньку открывать разные профили и переключаться между ними. Надоело быть солдатом — пожалуйста, прокачайте себе биотику. Наскучила биотика — нет проблем, станьте лазутчиком со здоровенной снайперкой. А когда освоите и его, реально снова сделаться тупой, но мощной солдатнёй. Да и джетпак за плечами вносит приятное разнообразие.
Конечно, не обошлось без накладок и тут: давать команды отряду больше не выйдет. Максимум, что получится сделать — расставить их по местам. Со всем остальным спутники справляются сами — но из-за особенностей местного AI их решения оптимальными не назовешь. То и дело кто-то будет срываться с места в самую гущу врагов, чтобы атаковать только одного из них, непременно получая по шарам в процессе. Пары боёв хватит, чтобы, тихонько ругаясь, снизить уровень сложности.
Ещё одно улучшение — новенький вездеход, который выдают вместо Mako из первой части. Он больше не носится, как ошпаренный, и не норовит уехать в неведомые дали при малейшем нажатии A или D. Пострелять из него, правда, не выйдет, да и привод надо постоянно менять — но это, в общем-то, мелочи.
Одна беда: нововведения оказываются засахаренной вишенкой на пресном торте. На отличном вездеходе никуда не хочется ехать. Сражаться весело, но чего ради? Чуть ли не каждый встречный готов поговорить — но не о чем. В Mass Effect: Andromeda почти нечего хвалить, но и совсем уж провальной её язык назвать не повернётся. Единственное, что она убедительно доказывает — освоение галактики может быть до одури унылым. Впрочем, и с этой задачей куда успешнее справляется No Man’s Sky.
Причина для радости одна — оригинальная Мass Effect до сих пор держится молодцом, а её минусы попросту меркнут перед плюсами вроде цельного повествования и харизматичных персонажей. Повод вспомнить былые времена и сдуть пыль со старенького диска не должен стоить 2000 рублей и больше. Так что держитесь, капитан Шепард, мы возвращаемся.
Достоинства:
Недостатки:
Выходные данные
Скачать на PlayStation 4
Скачать на Xbox One
Скачать на PC
Автор текста: Полина Есакова
Читайте также
Последние новости