Когда-нибудь человеческая раса исчезнет с лица Земли. Мегаполисы опустеют. Дороги придут в негодность. Травой зарастут дома, вернув планету обратно матери природе. Достижения цивилизации, все те новомодные изобретения и гаджеты, которыми мы так гордимся сейчас, неминуемо обратятся в пыль, не оставив после себя и следа. Уцелеют лишь небоскрёбы — они станут гигантскими надгробными плитами всему роду людскому. Словом, жизнь продолжится — но уже без нас.
Столько игр посвящены теме постапокалипсиса — и практически всюду, что в Fallout, что в Mad Max, что в какой-нибудь I am Alive можно углядеть проблески щемящего сердце оптимизма. Надежды на светлое будущее, которое так легко раскопать из ржавых, поросших мхом обломков. Но только не у Таро Ёко. Смерть и разложение сопровождают творчество удивительного японца, а тлен и безысходность служат ему нескончаемым топливом. Хотите пересмотреть собственные убеждения, попутно нашинковав тысячу и одного робота в металлическую капусту? Тогда добро пожаловать в NieR от Platinum Games — ураганный слэшер, после которого столь тоскливо на душе.
у меня нет рт[А], но я должен кричать
Automata невероятно обманчива. Глядя на скриншоты, просматривая один за другим трейлеры и опробовав демо, легко подумать, будто игра — развесёлый линейный экшен в духе Metal Gear Rising. Сходства бросаются в глаза практически сразу: белобрысый протагонист со здоровенной катаной и черной повязкой на голове, пролог, венчающийся эпической битвой с гигантским роботом — даже диалоги по кодеку с соответствующим звуковым эффектом, и те на месте. Намётанный глаз непременно выцепит десятки мелочей, роднящих амбициозную новинку с современной классикой, и расслабится. «Плавали, знаем», — скажет себе геймер, откидываясь в кресле и настраивая камеру так, чтобы заглянуть главной героине под юбку.
Добрый час игра самым искусным образом прикидывается веником, а потом, с присущей произведениям Ёко элегантностью, начинает выбивать почву из-под ног. Оказывается, перед нами полноценная RPG — со сложными механиками, побочными заданиями, врагами 60-го уровня и прочими атрибутами жанра. Оказывается, тут открытый, абсолютно бесшовный мир. Оказывается, это сиквел — и далеко не первый. Не понимаете, что происходит, что за катастрофа настигла человечество и почему всё так мрачно? Вперёд на «Википедию» и YouTube, или же сдуйте пыль с PS2 — кому как удобнее. Иными словами, это не самозванец, а истинный наследник NieR — со всеми вытекающими.
те же гра[Б]ли
Последняя фраза звучит несколько зловеще: оригинал — палка о двух концах, которую сложно хвалить за геймплей. За сценарий и персонажей? Сколько угодно. За меланхоличную атмосферу? Само собой. За саундтрек? О да, разумеется! Но не более того: когда многочисленные потасовки с противниками напоминают унылую рубку дров, а задания сводятся к муторной беготне через весь мир туда-сюда-обратно в поисках всякого хлама — это скорее повод для критики, чем для похвал.
Стоило Square Enix объявить, что над сиквелом будет работать не абы кто, но студия Platinum Games, сердца фанатов по всему свету забились с новой силой: наконец-то за дело принялись эксперты. Не любители из Cavia, но признанные мастера своего ремесла. Уж они-то покажут класс, сорвут башню и устроят Rules of Nature во все поля.
Что в итоге? Один шаг вперёд. Полтора-два вбок. И чуточку назад, ведь хорошего много не бывает.
Хорошая весть: новая команда с должным почтением отнеслась к работе предшественников — практически все достоинства первоисточника бережно сохранены и приумножены. Саундтрек по-прежнему ласкает уши, бесконечно путанный сюжет вызывает восхищение, а регулярные атаки на 4-ю стену очаровывают, если не сказать больше. Лишь действующие лица новинки не столь яркие как Ниер, Вайсс и Кайне. Но ничего страшного, переживём.
А вот с остальным в Automata, увы, всё не столь однозначно: там, где действительно следовало взяться за ножницы, авторы решили оставить как есть — с переменным успехом. Например, герои вольны рыбачить, седлать диких кабанов, собирать ромашки и делать с их помощью могучие копья местным кузнецам на радость. Мило? Ещё бы. Но вместе с подобными забавами в Automata переехали занудные возвращения на уже освоенные локации и раздражающе формальные квесты, от которых сводило скулы ещё семь лет назад. Соскучились по бесконечному «поди-принеси»? Здесь такого добра навалом, под разными соусами, но с абсолютно одинаковой начинкой.
Пускай дизайнеры сжалились и добавили функцию быстрой телепортации практически повсюду (раньше она была сильно ограничена), сути дела послабление не меняет: когда андроиды не месят миловидных ботов, они выполняют роль безропотных посыльных. В лучшем случае — телохранителей. А чтобы совсем скучно не было, курьерские будни приправлены философскими диалогами (уровня прозы учащегося средней школы) и неоправданно мрачными сюжетными поворотами в финале каждого второго поручения. Но даже немногочисленные сценки поставлены с ленцой — совсем не чета какой-нибудь Yakuza 0 с её курицами-менеджерами и стыдливыми доминатрикс.
Поначалу бессмысленность и беспощадность происходящего особо не трогает — мало ли, не впервой. Но через час нарезания кругов по огромной пустыне в поисках артефактов старины, в голове что-то щёлкает. Это же Platinum Games и Таро Ёко, чёрт побери. Где искра, где фантазия? Нет её — вся вышла на дизайны противников и планирование сюжетной линии.
бесконечная [В]ойна
К счастью, у NieR: Automata есть сюрпризы в рукаве — такие, что заставляют забыть о недостатках. И самый главный из них, настоящий козырной туз — это экшен. Взяв за основу механику Metal Gear Rising и добавив к ней находки ещё первой NieR (главным образом летающего компаньона, которым можно стрелять по врагам не отвлекаясь наворачивания комбо), Platinum Games породила простую, но жутко эффективную и зрелищную боевую систему.
Каждая битва, будь то отчаянная схватка с оперной певицой или обычная стычка на улицах занесённого песками селения, быстро обращается в акробатическую феерию, свойственную скорее Devil May Cry, но никак не ролевым боевикам. Десятки видов оружия, хитрые приёмы, апгрейды, море доступного оборудования на любой вкус — любителям поэкспериментировать есть, где развернуться.
Новинке, конечно, далеко до глубины лучших произведений Platinum и Capcom, но что есть, то есть, и оно отлично работает — куда лучше, чем яркая, но в целом примитивная ерунда из недавней Final Fantasy XV. От случайных битв в кои-то веки не хочется убегать — напротив, к ним легко пристраститься, ведь помимо удовольствия эстетического они приносят опыт, деньги и новые полезные чипы. С таким подспорьем беготня по давно замолкшим городам не кажется нудной и тщетной. Напротив.
Сами декорации, к слову — ещё один козырь, которым NieR пленит своего зрителя. Мир Automata практически пуст и фактически мёртв — но как же он прекрасен в своей безмятежности. Кабаны и олени мирно снуют по заросшим скверам, спят у озёр и всеми силами пытаются выжить там, где уже сотни лет не ступала нога человека. Роботы строят деревни, основывают королевства и даже проводят парады, слепо подражая бывшим хозяевам земного шара, но не до конца понимая, как и, самое главное, зачем. Идиллия. Наивная и кратковременная, как обычно бывает, но такая трогательная.
И подчёркивает тоскливое настроение музыка — насколько же красивая, насколько печальная. Атмосфера давным-давно погибшей цивилизации обволакивает, словно туман, не даёт вырваться из цепких объятий приключения — и даже вопиющая бюджетность не в силах испортить впечатление.
стро[Г]о для ценителей
Как всегда у Таро Ёко, NieR: Automata — это вещь в себе. Местами потрясающая своими находками, а порой разочаровывающая обидными упущениями вроде курьерских забегов за пружинами и железками. Удивительный зверь, покорится который далеко не каждому и уж точно не с первого раза.
Пускай логотипы Platinum Games и Square Enix не обманывают: массовому зрителю здесь делать нечего. Но ценители всего необычного и нетривиального, желающие посмотреть на артхаусный экшен от создателей The Wonderful 101 и Bayonetta — добро пожаловать. Только не удивляйтесь, когда слэшер обратится в подобие текстового квеста на втором прохождении, а истинную концовку предоставит лишь после пятого. Так надо.
Достоинства:
Недостатки:
Выходные данные
Скачать на PlayStation 4
Скачать на PC
Автор текста: Игорь Ерышев
Читайте также
Последние новости