Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Как-то повелось, что на обложки игр лепят преимущественно банальности. Глядя на лживые теглайны о героизме, сложно не усмехнуться: «Серьёзно, кого они пытаются привлечь этой мурой?» Тем приятнее встретить игру, слоган которой не просто сулит пару часов счастья, но берёт, что называется, на понт: «Мы ЗДеСь, чтобы ЗАВлаДЕть ТвОиМ сеРДцЕм». Словно джентльмен-грабитель из книг Мориса Леблана, Persona 5 не стесняется театральных трюков — ей можно, ведь, в отличие от многих конкурентов, она способна подкрепить красивые слова не менее красочным действом.

По подсказке тени

Помните, как когда-то, сидя за партой, мы мечтали об удивительных приключениях и смелых подвигах? Грезили обрести силу, способную изменить окружающий мир к лучшему? JRPG-цикл Persona как раз об этом — о бегстве из мрачной действительности в фантасмагорию, в которой обычный школьник может стать супергероем и бросить вызов самой Смерти. Утром примерный учащийся, вечером — таинственный Похититель Сердец, способный подчинять себе демонов и повелевать ими, словно безвольными рабами.

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Звучит, конечно, немного банально: сколько историй про бравых тинейджеров встречалось нам в японских ролёвках? Но культовая Persona в который раз топчет конкурентов — это не просто линейное приключение с мордобоем, но сложносочинённый симулятор жизни, трогательный в своей дотошности. Походы в библиотеку, экзамены раз в несколько месяцев, тусовки в кафе с друзьями после тяжёлого рабочего дня — в Shin Megami Tensei маленькие радости жизни оказываются не просто рутиной, а гвоздём программы.

Действительно, где ещё можно провести дождливый вечер за приставкой, тренируя сноровку и храбрость, а на следующий день отправится в мистический лабиринт за рулём всамделишного котобуса из мультфильмов Хаяо Миядзаки? Какая западная RPG позволит ввязаться в драку с Анубисом, а потом, чего доброго, сделать его своим другом — подспорьем в грядущих боях за судьбу человечества? SMT всегда славилась своей нетривиальностью и сложностью, и свежая «Персона» не исключение.

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Комбинация неочевидная, нескладная и, казалось бы, обречённая на провал, но поклонники не дадут соврать — она работает уже 20 лет. И в ней нет ничего лишнего. Как в настенных часах, которым достаточно потерять одну-единственную шестерёнку, чтобы остановиться навсегда.

 

Адская ловушка

Persona 5 соткана из десятков механик и понятных лишь опытному дизайнеру тонкостей. Несмотря на кажущееся противоречие, школьная бытовуха и поединки с монстрами идут рука об руку, влияя друг на дружку десятком разных способов, мотивируя в равной степени заниматься и тем и другим. Скажем, новые знакомства и создание уникальных социальных связей наделяют умениями, заметно облегчающими жизнь там, по ту сторону бытия. А битвы не на жизнь, но на смерть делают героев сильнее и богаче, открывая тем самым новые возможности для социализации и продвижения по весьма линейному, но увлекательному сюжету. Хочешь славных драк? Куй социальные связи. Хочешь историю и драмы? Дуй в подземку. Адаптируй свои планы, чтобы порхать по социуму, словно бабочка, а потом жалить боссов, точно пчела.

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Завязнуть в рутине не получится. Наличие жёсткого таймера (каждый день можно совершить лишь считанное количество действий, от просмотра DVD до похода в химчистку) вынуждает планировать каждый шаг — и, в конечном счёте, обращает любой маленький успех в большую победу. Ещё бы: ведь всего надо добиваться потом и кровью. И речь не только о драках с чертями после уроков.

Здесь даже для похода на свидание порой необходимо тратить недели, сидя в библиотеке и грызя гранит романтической науки. А времени мало, поди выбери, что важнее — красотка-интеллектуалка Макото или спасение одинокой сироты из лап её внутренних страхов. Тут вам не Mass Effect, где особа противоположного (или идентичного) пола готова прыгнуть в кровать по первому зову.

Выкини что-нибудь из хитрой формулы — игра рассыплется, утратит фирменное очарование. Добавь лишнее — сломается под нагрузкой, превратится в бесформенное месиво идей. Удивительный баланс, соблюсти который можно — но невероятно сложно. А у разработчиков получилось. С блеском.

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Войти в правильный ритм не так-то просто (порой кажется, что дел слишком много, всего не успеть, прям как в жизни), но уже через пару дней виртуальная Япония становится вторым домом, из которого совсем не хочется вылезать. И дело не только в затягивающем геймплее — вносят свою лепту колоритные персонажи и повествование, от которого невозможно оторваться.

 

Смерть бродит рядом

Номинально ничего прорывного ни там, ни там нет. Герои — расхожие архетипы, а сценарий во многом повторяет фильмы про супергероев и борцов с преступностью. Дело в подаче — и щекотливых темах, которые авторы Persona умудряются так искусно раскрывать.

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Пускай их сопровождают зловещие божества и опасные джинны, непутёвые школьники сталкиваются с бедами обыденными — и оттого куда более жуткими, чем гротескные монстры из-под кровати. Страх одиночества, непонимание взрослых, давление со стороны требовательных родных, разрывающее душу чувство вины и потери, тёмное прошлое, стоящее на пути к светлому будущему... Несмотря на жизнерадостную аниме-стилистику, от которой наверняка воротят нос иные ценители, копает P Studio глубоко — и без оглядки на общественное мнение.

То же самое с действующими лицами: с ними так легко сдружиться, ведь с этими мальчишками и девчонками целый год проходишь через огонь, воду и медные трубы. Но не подростками едиными: случайные знакомые, вроде доктора с повадками панк-дивы или политика-неудачника, тоже проходят через душевные муки, становление и развиваются как личности. Поначалу за процессом следишь вполглаза (и так забот невпроворот), но как только из шкафов вываливаются скелеты, сложно удержаться от восторга и аплодисментов. Даже забываешь, что игра, вообще-то, не про этих людей с улицы, а про других, несовершеннолетних изгоев, которые всего-то хотят найти себе семью и пристанище.

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Да что там, даже рядовые демоны — на лицо ужасные, добрые внутри жители потустороннего мира — наделены яркими образами. С ними можно даже поболтать во время боя! И эти анекдотичные, зачастую несерьёзные диалоги умудряются обратить обычных скучных мобов в забавных комических персонажей, регулярные встречи с которыми не раздражают, а веселят.

Вкупе с великолепной презентацией и гениальной музыкой как всегда феноменального Сёдзи Мегуро, Persona 5 моментально вырывается на выгодное место в гонке лучших новинок 2017-го. Но не всё так гладко, как хотелось бы — и ряд просчётов низводит произведение гениальное до просто отличного.

 

Мост, который сломался

Сразу стоит оговориться, что кому-то претензии покажутся высосанными из пальца — главным образом, поклонникам Shin Megami Tensei и им сочувствующим. Их не покоробит ни скачущая туда-сюда сложность, ни ряд странноватых дизайнерских решений. Но молчать бессмысленно, чай покупать новинку будут и неофиты.

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Если пробежаться вкратце по мелочам — иной раз логика игры подкладывает геймеру жирную свинью. Например, каким образом поход в прачечную занимает полдня? Почему заварка кофе может «сожрать» целый вечер? Невозможность узнать прогноз погоды на ближайшую неделю тоже ставит палки в колёса: в зависимости от климатических условий враги становятся сильнее или слабее, но спланировать вылазки в подземелья не получится. Вот и гадай, будет завтра проливной дождь или засуха.

Но путешествия во времени и внезапные ливни средь бела дня — это ерунда. Самая серьёзная проблема заключается в боевой системе — удобной и динамичной, но весьма непредсказуемой и порой откровенно нечестной. Можно идеально уничтожить десяток чудовищ и даже не вспотеть, а потом схлопотать критический удар в неподходящий момент — и финита ля комедия. Никого не интересует, умер ли только протагонист или вся его братия разом: лови Game Over и перезагружай сейв получасовой давности. Ограничение, как ни крути, бестолковое: какая разница, что Джокер склеил ласты, если любой напарник спокойно подчиняется командам и может использовать предметы — в том числе оживлялки!

Обзор Persona 5 — 100 часов лучшей RPG года

Особенно грустно, когда лезть в бой приходится не по своей вине, а из-за не всегда послушной камеры и шероховатостей новой стелс-механики. Persona, к несчастью, далеко не Metal Gear, и геймдизайнеры почему-то решили, что на радаре надо показывать только врагов, но не их поле зрения. Вот, поди догадайся, за сколько шагов надо стоять от патрульного, чтобы не привлечь его внимания. А если воришек заметят, избавиться от преследования можно лишь с помощью редких гаджетов — или экстренного бегства с локации, что не всегда удобно.

 

Азарт творит чудеса

Впрочем, даже с подобными недостатками Persona 5 — произведение поистине ошеломляющее. От долгостроев все привыкли ждать исключительно плохого (достаточно вспомнить нескладную Final Fantasy XV), а тут после стольких лет японцы разразились без пяти минут гениальной JRPG, которую даже ругать как-то неудобно — рынок не сказать, чтобы захламлён тайтлами такого уровня. Пускай без недоделок не обошлось, от игры получаешь столько ни с чем не сравнимого кайфа, что немногочисленные промахи уходят далеко на задний план.

Одно печально: как только финальный босс будет повержен, а по экрану поползут титры, на душе неминуемо возникнет чувство зияющей пустоты. Снимаем шляпу, господа из Atlus — вам действительно удалось похитить наши сердца.

 

Достоинства:

  • по-настоящему увлекательный сюжет;
  • отличный каст персонажей;
  • необычный взгляд на крайне серьёзные и актуальные темы;
  • затягивающий геймплей с кучей улучшений знакомой формулы;
  • удобная боевая система;
  • поразительный визуальный ряд и безупречный саундтрек;
  • моментальные загрузки и эталонная оптимизация (в версии для PlayStation 4);
  • сотни часов отборного контента;
  • наличие оригинального японского озвучения.

Недостатки:

  • затянутое вступление;
  • кривой, не всегда внятный стелс;
  • слегка неотзывчивая камера;
  • ряд спорных геймдизайнерских решений родом из предыдущих Shin Megami Tensei.

Выходные данные

  • Платформы: PlayStation 4, PlayStation 3
  • Разработчик: Atlus, P Studio
  • Издатель: Atlus, Deep Silver
  • Дата выхода в России: 4 апреля 2017 года
  • Локализация: отсутствует (английский текст и звук)
  • Похожие игры: цикл Persona, сериал Shin Megami Tensei, Catherine
  • Стоит ли покупать сейчас? Да

Скачать на PlayStation 4

Скачать на PlayStation 3

Автор текста: Игорь Ерышев

Последние новости