Следующая новость
Предыдущая новость

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Xbox One X (бывший Project Scorpio) была официально представлен на конференции Microsoft в рамках Е3. Появление новой приставки, скорее всего, уничтожит классический уклад с «поколениями» консолей: она значительно мощнее и «старых» PS4/Xbox One, и «новой» PS4 Pro, но не ломает совместимость уже вышедшими играми. Больше всего впечатляют, конечно же, аппаратные характеристики и обещание честных 4K и 60 FPS. Неужели «консолехолопы» отвесили пощёчину «пекабоярам»? И как те отреагируют на подобное оскорбление?

Железный Скорпион

Кое-что о железе новинки стало известно ещё весной: Microsoft сливала информацию в час по чайной ложке, пока, наконец, не пригласила специалистов из Digital Foundry и не показала им всё и сразу. Процессор, видеокарта, кэш и контроллер «оперативки» вместе со звуком теперь расположены на одной подложке и упакованы в единый кластер под названием Scorpion Engine. Пусть вас не пугает подобная степень интеграции, внутри — старые добрые технологии, которые мы уже видели в текущем поколении.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Итак, архитектура CPU не изменилась в угоду обратной совместимости, и бывший Scorpio будет использовать всё те же ядра AMD Jaguar, что и PS4/PS4 Pro и оригинальной Xbox One, но с «оптимизациями». Они заключаются в улучшении внутренней топологии кристалла, и уменьшении задержек при работе с памятью, графикой и звуком. Вкупе с поднятой до 2,3 ГГц частотой результат выше всяких похвал: и обратную совместимость на железном уровне оставили, и все основные проблемы «начинки» решили.

Откровенно слабую подсистему памяти классического One, ставшую объектом критики экспертов и журналистов, проапгрейдили с GDDR3 и быстрого ESRAM-кэша для видеоядра до GDDR5, и увеличили её объём. Общая пропускная способность выше, чем у обычной Xbox One, а технологии когерентного доступа позволят использовать «оперативку» как для нужд GPU, так и в общих целях — апгрейд до 12 ГБ выглядит вполне здравым.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Самый крутой апдейт достался графической составляющей — спасибо современным технологиям и уровню абстракции, предоставляемому DirectX и ПО девайса. В GPU используется 40 «модифицированных» исполнительных блоков AMD Radeon, работающих на частоте 1100-1200 МГц, а каждая отдельно взятая приставок будет самостоятельно выжимать все соки из железа благодаря системе продвинутой диагностики и авторазгона. Но и это ещё не всё.

Тесное сотрудничество Microsoft и AMD позволило не просто использовать задел последней для апгрейда Xbox One X передовым железом, но и применить куда более изящный подход. Соединение CPU и GPU в один большой чип было сделано не просто так: для общения между «графикой» и «мозгами» был создан специальный командный транслятор, являющийся полностью аппаратной реализацией задач DirectX 12 для видеокарт.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Изнурительная работа центрального процессора на подготовку сцены и раздачу инструкций на отрисовку требует колоссальных ресурсов и сопряжена с тысячами вызовов различных функций. Благодаря новому чипу-транслятору количество инструкций удалось сократить до 11, а стадий — до 9. Графические задачи будут нагружать процессор вдвое меньше при использовании API DirectX 12. Добавьте сюда увеличившуюся скорость CPU, и процессорозависимые движки некоторых игрушек наконец вздохнут полной грудью.

 

Итак, в сумме мы имеем:

  • Процессор AMD Jaguar с 2 кластерами по 4 ядра и тактовой частотой ~2,3 ГГц;
  • Видеоядро AMD с 40 исполнительными блоками и рабочей частотой ~1,2 ГГц, обеспечивающее «сырую производительность» в районе 6 Тфлопс;
  • Значительный объём аппаратных оптимизаций, направленных на снижение задержек и увеличение скорости взаимодействия между подсистемами консоли;
  • 12 ГБ общей памяти GDDR5 с пропускной способностью ~ 320 Гбит/с;
  • 1 ТБ места на HDD;
  • Новый оптический привод с поддержкой HDR-UHD video и 4K-Blu-Ray дисков.

 

Почём премиум для народа?

Так как всё это было известно ещё до Е3, главным вопросом до презентации было «когда появится в магазинах и сколько за него попросят». Различных мнений встречалось много, большинство аналитиков предполагали цены от 650 до 750 вечнозелёных. Но Microsoft решила субсидировать железо и попытаться отбить разницу на играх, подписках, сервисах и прочих радостях. Этот манёвр позволил компании выставить ценник даже выше уровня конкурента — 500 долларов за потрясающий набор железа.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Как вы понимаете, за 500 баксов мы едва ли можем собрать соперника PS4 Pro (и всё равно останемся без эксклюзивов платформы). Адептам красивой графики, мышки и клавиатуры был нанесён техничный удар по гордости и кошельку одновременно.

 

Накладные расходы

Текущие приставки похожи на игровые PC как по железу, так и по софту. Семейство Xbox One и вовсе «живёт» на кастомизированной Windows 10 и DirectX 12, так что козырной туз Майкрософт предлагает лучшее от обоих миров — достаточно простую разработку кроссплатформенного кода и комплекс мер для достижения по-настоящему консольной оптимизации.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Даже обычная Xbox One по сравнению с PC намного эффективнее компилирует шейдеры в исполняемый код, а в устранении просадок по FPS программистом помогает специальный софт PIX (Performance Investigator for Xbox), который позволяет отслеживать скорость, загрузку «железа» и распределение памяти. Что уж говорить про One X, в которую заложили аппаратный DX12! Для сборки «убийцы cкорпионов» неплохо бы иметь 20-30% производительности сверху, чтобы компенсировать читерскую синергию софта под железо грубой силой могучего PC.

 

Предварительный конфиг

Процессор

Восьмиядерный Jaguar только с виду грозный — на практике эта архитектура выдаёт невысокую производительность на один такт, а сами ядра внутри разделены на два кластера, что несколько снижает общую эффективность. В целом это нам только на руку, так как даже со всеми оптимизациями максимальные 2,3 ГГц у One X выглядят откровенно жалко на фоне 3,5-4 в современных компьютерах.

Для обеспечения игровых нужд в нашей статье  «Системный блок по цене PS4 Pro» оказалось достаточно  супербыстрого двухъядерника: спасибо ленивым разработчикам, которые не торопятся завозить оптимизацию под многопоточных монстров современного процессоростроения. Здесь такой фокус уже вряд ли прокатит: если Microsoft заявляют о 50% снижении нагрузки на CPU по части графических задач, то по грубым прикидкам PC будет необходим процессор с тактовой частотой в районе 2,3*1,5 = 3,5 ГГц (с поправкой на более производительные «такты» у новых архитектур Intel и AMD в сравнении с Jaguar’ом).

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

К счастью, вышедшие Ryzen’ы вынудили Intel и поставщиков компьютерного железа снизить цены в среднем сегменте: можно взять i5 и не волноваться. Во-вторых, сами «Райзены» никто не отменял. В Full HD предпочтительнее Intel, в высоких разрешениях преимущество будет за AMD. К сожалению, KabyLake — не самая удачная линейка процессоров, да и находится в конце жизненного цикла — спустя год её сменит новый сокет и про апгрейды (главную фишку геймерского PC) можно будет забыть.

 

Материнская плата

Берём i5 или Ryzen 5 в зависимости от ситуации на рынке и доступности комплектующих и двигаем дальше. Дополнительные фичи материнских плат премиум-сегмента нас не интересуют принципиально: SLI или CrossFire мы использовать не будем, разгона на Intel не видать, как своих ушей, а у AMD он будет даже на простеньких материнках с чипсетом А320.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

То есть в данном случае минимально-устраивающий и топовый варианты будут отличаться количественно, а не качественно: больше USB-портов, дополнительных PCI-Express’ов и прочей требухи, которая игровому компьютеру не то что бы не нужна, но не критична. Добавляем в корзину одну из самых простых «Мамок», что есть в продаже под выбранный сокет.

 

Видеокарта

Главная проблема — видео с 6 Тфлопс грубой силы у Xbox One X. Во-первых, сама по себе указанная мощность графической подсистемы — неплохая заявка на победу. Во-вторых, у консоли значительно ниже накладные расходы при вычислениях. В третьих, проклятые майнеры выдоили досуха рынок видеокарт, а ушлые ритейлеры задрали цены на оставшееся железо — некоторые сразу на 20%. И, наконец, в-четвёртых: потенциально неплохие видеокарты AMD Vega хорошо, если доберутся до рынка к осени (90% доступных чипов достались Apple для новых iMac Pro), а новые NVIDIA и вовсе ждать до следующей весны.  

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

RX 480 и её «бесплатный апгрейд» до RX 580 перешивкой BIOS’а от последней или покупка таковой даст нам скромных 6,1-6,2 Тфлопс. Мощнее у AMD ничего сейчас нет, да и эти карты быстро скупили «охотники за биткоинами». Для работы на ультравысоких настройках в 4K при 60 FPS едва хватает GTX 1080Ti, но разумная настройка графических параметров и снижение некоторых показателей с «максимальных» до просто «высоких» (которые, в большинстве случаев, и используют консоли) заставит покориться высокое разрешение и куда более доступной GTX 1070. Беда в том, что она всё равно стоит немалых денег.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

 

Остальное железо

8 ГБ высокоскоростной оперативки вкупе с 8 ГБ выделенной видеопамяти выручат в играх, и больше преимуществ от частоты получит «красная» платформа. Добавим аналогичный консольному «хард» и для любителей сладкого — вишенку на торте, SSD диск под систему. Получится как-то так:

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X
* Внимание, цены на видеокарты взяты до майнерского бума, актуальные выше на 20%

Цены на всё железо кроме видеокарт взяты средние по Яндекс.Маркету с небольшим запасом «вверх», и могут отличаться на момент публикации (скорее всего, в большую сторону). Искусственно созданный дефицит и неприлично пустой рынок GPU не отражены в статистике — будем надеяться, что к середине лета всё придёт в норму. Что мы имеем в итоге?  

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Без SSD и с 8 ГБ оперативной памяти конфиг вплотную приближается к килобаксу, что не радует. С другой стороны, кто обещал, что игры в 4K на высоких настройках достанутся PC-братии дёшево? С дополнительными плюшками надо накинуть ещё ~10 килорублей. Консолям такой апгрейд и не снился, но спасёт ли он — вопрос открытый. Тем более что Xbox One X будет стоить в России порядка 39-40 тысяч.

 

Анализ полученных конфигураций

Базовая сборка на Intel+NVIDIA легко даст прикурить любой текущей приставке и будет оставаться актуальной в ближайшие пару лет. Но здесь есть пара моментов, которые стоит отметить отдельно.

Во-первых, Kaby Lake умирает. Через год Intel заменит процессорный разъём и чипсет, и апгрейды накроются медным тазом. Во-вторых, про разгон можно забыть уже сейчас, так как нехорошие маркетологи вынудили инженеров исключить последние возможности для добычи бесплатной производительности. В-третьих, объективно Ryzen 5 1500X кажется более интересной покупкой и «на бумаге», и в реальных тестах: Intel показывает лучшие результаты только в киберспортивных дисциплинах на минимальных настройках графики. Как только дело доходит до жести, новая архитектура AMD на коне. Так что i5 + GTX 1070 подойдёт фанатикам, которые слепы и глухи к фактам и не верят в продукцию красных конкурентов.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Вот и получается, что среднестатистический игровой компьютер для 4k сейчас выглядит как-то так и стоит от полутора-двух тысяч вечнозелёных.

Ryzen 5 1500X — это 4 ядра, 8 потоков, более высокая частота, чем у i5-7400, и разблокированный множитель. То есть разгон, халява, бесплатные мегагерцы, вот это всё. К тому же в Full HD на максимальных настройках у систем будет паритет, а вот в 2560x1440 и 4K «Райзен» наваляет конкуренту — с грубой силой не поспоришь.

RX 580 объективно несколько слабее, чем GTX 1070, и мы намеренно взяли не самые дешёвые варианты обеих карточек: у этих сочетание производительности, надёжности и цены весьма неплохо, а авантюристы всегда могут найти вариант со скидкой или системой охлаждения попроще.

Производительность системы можно заочно оценить по результатам наших испытаний MSI Aegis 3 — отличия там есть (больше оперативки и чуть шустрее процессор), но разница не так велика, как кажется. Общий уровень будет плюс-минус тот же. А вот сборку на базе AMD + NVIDIA удалось даже прогнать по бенчмаркам:

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

В 4K можно гонять на «высоких» настройках, добавив до «максимума» всякие разрешения текстур и моделей, но оставив спецэффекты на предпоследнем уровне. Как правило, это не сильно сказывается на качестве картинки, и значительно увеличивает средний FPS.

 

Ценовая дискриминация

«Но ведь консоли намного дешевле и доступнее!» — скажете вы. Ну, в какой-то степени вы правы, приставочное железо дешевле. Вот только игры — дороже, особенно кроссплатформа, которая есть в Steam. А уж про кошерные распродажи в лавочке Гейба Ньюэлла и вовсе можно не рассказывать, за год активной жизни консольщик потратит гораздо больше адепта мышки и клавиатуры.

 

Запахло жареным

Если Microsoft и разработчики не врут, и новая Xbox One X действительно ТАК хороша, как нам показали на Е3 — у рынка геймерских PC в кой-то веки наметился приличный конкурент по соотношению цены и производительности. До «Скорпиона» консоли откровенно страдали из-за слабых CPU. Ресурсов процессора не всегда хватало на одновременную загрузку подсистемы видео и остальные игровые потребности. Теперь же — другое дело: аппаратная оптимизация железа, мощнейший GPU на неплохой архитектуре, много быстрой памяти и магия DirectX 12 уже дают прикурить мощным десктопам.

Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Кроме того, по Сети ходят весьма убедительные слухи о планируемой поддержке клавиатуры и мыши на One X, если не со старта продаж, то в ближайшем будущем. Что же это получается, владельцы X смогут нормально, с комфортом засиживаться в шутерах, стратегиях и изометрических RPG, наслаждаться топовой графикой в высоком разрешении, да ещё и платить за это меньше? Что дальше, на Xbox завезут магазин приложений с «Винды», офисные программы и Photoshop? Неужели заносчивым пользователям PC наконец устроили взбучку и показали настоящий некстген? Похоже на то.

 

Автор текста: Иван Крылов

Последние новости