Следующая новость
Предыдущая новость

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

До выхода новой Prey остаются считанные часы, но даже такой срок кому-то может показаться вечностью. Не каждый год нас балуют научно-фантастическим триллером, цитирующим избранные моменты System Shock 2, Dead Space и BioShock. Как скоротать время и подготовиться к визиту на орбитальную станцию «Талос-1»? Оптимальный вариант — устроить просмотр голливудского кино, которое вдохновило Arkane Studios на создание игры. А заодно прочитать книгу-другую о космосе и пришельцах, благо майские праздники позволяют.

Фильм «Вспомнить всё» (1990)

В новой Prey главный герой Морган Ю не только охаживает гаечным ключом инопланетных паразитов, наводнивших космическую станцию «Талос-1», но и пытается разобраться в изрядно расшатанной психике. Можно ли доверять воспоминаниям, если ты получил видеопослание от самого себя со словами: «Всё, что ты знаешь, — ложь»? Насколько реальна окружающая действительность? Этим же вопросам посвящен и культовый боевик 1990 года, снятый по параноидальному рассказу Филипа Дика «Из глубин памяти».

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

От блокбастера с Арнольдом Шварценеггером, фонтанами крови и фразами в духе «Get youhr ahss to Marss!» меньше всего ждешь мозголомного сюжета. Парадоксально, но именно картина Пола Верховена задала моду на умную фантастику 90-х об играх разума и популяризировала в массовой культуре понятие «майндфак». Даже сам режиссер не знал однозначного ответа на вопрос, грезил ли герой «Вспомнить всё» или в самом деле спасал Марс от злой корпорации.

 

Роман «Распалась связь времен»

И раз уж зашла речь о фальшивой памяти и иллюзорности мира, продолжим разговор о Филипе Дике, творчество которого так или иначе резонирует с идеями шутера Arkane Studios. Излюбленными темами прадедушки киберпанка были разрушение реальности и распад психики, а частыми персонажами — обычные люди в шизофренических обстоятельствах. Такова, например, антиутопия «Распалась связь времен», завязка которой рифмуется с прологом Prey. Герой романа, живущий в идеальном американском пригороде 50-х, однажды обнаруживает, что окружающий мир — сфабрикованная обманка. И пытается, подобно Моргану Ю, дать дёру из своей приторно-сладкой тюрьмы.

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

Творчеством Дика, скорее всего, навеян и образ шустрых паукообразных тварей, именуемых в боевике Arkane Studios «мимиками». В рассказе «Колония» студенистая внеземная дрянь, умеющая маскироваться под любые неорганические объекты, лакомится беспечными астронавтами. Действие разворачивается на планете, где «нет ни вшей, ни крыс, ни выпивки, ни борделей», а начинается с того, что микроскоп душит героя окулярами. Мимики в Prey тоже мастера камуфляжа: они поджидают свою порцию человечины, превращаясь в тарелки, кружки и тому подобные мелкие предметы. Все по заветам Филипа Дика: «Высшая степень паранойи — это не когда все люди против тебя. А когда любой предмет против тебя».

 

Роман «Почти как люди»

Не то, чем кажутся и вещи в романе Клиффорда Саймака. Подобно монстрам из Prey, инопланетные агрессоры маскируются под обычные предметы или даже механизмы — как, например, медвежий капкан, в который едва не угодил на пороге своей квартиры журналист Паркер Грейвс. Следуя профессиональному чутью, репортёр выясняет, что пришельцы-оборотни уже повсюду, а Земля в такой опасности, что, откровенно говоря, поздно пить боржоми. Правда, Саймак дал чудовищам бонус — в отличие от мимиков, они умеют сливаться по несколько особей и имитировать человека.

 

Роман «Эхопраксия»

Вопрос трансформации поднимает не одна лишь классика середины XX века, но и современная фантастика. Канадский писатель Питер Уоттс тоже представил инопланетян как спецов по части обмана: в романе «Ложная слепота» монстры используют особенности нейрофизиологии людей, чтобы оставаться вне их поля зрения, а «Эхопраксия» рисует уже знакомую картину. Пришелец — колония клеток с общим разумом, которая, соприкоснувшись с чем-либо, перенимает его свойства и сливается с объектом, будто Т-1000 из «Терминатора 2». Например, так лихо подражает металлическому полу, что с него эту враждебную субстанцию ножом не соскребёшь.

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

Но книги Уоттса не без подводных камней. Если творчество Дика и Саймака — вполне художественная литература, приятная независимо от заложенных в неё идей, то «Ложная слепота» и «Эхопраксия» на вкус куда жёстче. Научные термины здесь не только в названиях, а вместо эпитетов готовьтесь смаковать теории с гипотезами. Зато после прочтения вы станете худо-бедно в курсе последних открытий в биологии.

 

Документальный роман «Человек, который принял жену за шляпу»

Фантастика фантастикой, но что если бы герой Prey Морган Ю был самым обычным человеком и жил среди нас? Так не бывает — считаете вы. Ещё и не так бывает — отвечает вам известный невролог Оливер Сакс. Этот человек — популяризатор медицины и практически врач-легенда, по мемуарам которого снят фильм «Пробуждение» с Робертом Де Ниро и Робином Уильямсом. Самые невероятные случаи из своей практики Сакс собрал в книге «Человек, который принял жену за шляпу» — поверьте, ничего увлекательнее и доступнее на тему нейропсихологии вы не найдёте. Да и художественные качества очерков таковы, что впервые на русском языке их издал не научный журнал, а «Иностранная литература».

Морган Ю в интерпретации врача — профессор музыки, разучившийся отличать людей от предметов и наоборот. Он думает, перед ним ребёнок, а это пожарный гидрант. Он видит шляпу, но на самом деле там его супруга. Причём в остальных отношениях герой абсолютно адекватен — просто Сакс сквозь призму клинического опыта показывает, насколько сложно устроена нервная система. Ломается маленький винтик — и вы начинаете сражаться с мельницами или отбиваться от хищной кружки.

 

Фильмы «Чужой» и «Чужие»

Можно долго спорить о том, кто снял самую удачную фантастику про ужасы далёкого космоса: Ридли Скотт или Джеймс Кэмерон. Нет сомнений в одном: фильмы о ксеноморфах оказали огромное влияние на массовую культуру и видеоигры в частности. Хедкрабы из Half-Life, паразиты плагас из Resident Evil 4, споры Потопа из Halo — все ведут родословную от лицехватов.

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

Не удержались от соблазна изобрести свою вариацию «идеального организма» и сотрудники Arkane Studios. И пускай внеземная раса Тифонов выглядит как сгустки чёрной слизи разных форм и размеров, паразитирует она на жертвах не хуже ксеноморфов. И даже один захудалый смоляной «паучок» способен погубить целую колонию землян. Правда, питаются незваные гости станции «Талос-1» не плотью живых существ, а психической энергией.

 

Фильм «Грань будущего»

Если крошечные мимики в Prey напоминают лицехватов, то их трехметровые сородичи, ощерившиеся десятками щупалец, похожи на образин из «Грани будущего». Больше того, в преступно недооцененном шедевре Дага Лаймана герой Тома Круза тоже сражается с космической ордой, протянувшей загребущие тентакли в сторону человечества. Как называют этих агрессоров в фильме? Мимиками! И они, подобно Тифонам, обладают коллективным интеллектом. Как говаривал Квентин Тарантино, «Любители заимствуют, профессионалы — воруют».

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

«Грань будущего» — адреналиновый день сурка с пришельцами и экзоскелетами. Умный и старомодный блокбастер, который показывает средний палец конвейерным франшизам эпохи Майкла Бэя. Долой штампы! Здесь вечный герой боевиков Том Круз — трус, слабак и пиарщик, а хрупкая Эмили Блант — яростная валькирия. И алиены разительно отличаются от поднадоевших гнидогадоидов а-ля «День независимости». А сюжет о солдате, многократно проживающем одну и ту же битву в надежде переломить ход войны, идеально передает логику видеоигр. Неудивительно, ведь лента снята по мотивам романа Хироси Сакурадзаки «Всё, что тебе нужно — это убивать», вдохновленного играми и механикой quick save / quick load.

 

Комикс «Манхэттенские проекты»

По версии Prey, человечество в 60-х рвануло ускоренными темпами к звёздам — и чуть не захлебнулось чёрной слизью. Угроза сплотила Советский Союз и Штаты, спроектировавших орбитальный саркофаг для изоляции смоляных тварей. К сожалению, заигрывание с альтернативной историей для Arkane Studios — лишь способ объяснить, как на «Талосе-1» в 2032-м соседствуют интерьеры в стиле ар-деко и советский ретрофутуризм. А вот в комиксе Джонатана Хикмана The Manhattan Projects тема секретного сотрудничества учёных СССР и США раскрывается с большей фантазией.

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

В «Манхэттенских проектах» великие физики-ядерщики XX века объединяются для создания атомной бомбы и уничтожения Гитлера, а в результате спасают Землю от инопланетного вторжения. Здесь Альберт Эйнштейн орудует бензопилой не хуже героя «Зловещих мертвецов», Юрий Гагарин расстреливает монстров с тентаклями из дробовика, а Роберт Оппенгеймер — маньяк-людоед с замашками Ганнибала Лектора, мечтающий о галактическом господстве. Трэш, угар и квантовая физика. Двойники из параллельных вселенных, роботы, масоны, заговоры внутри заговоров — «Манхэттенские проекты» ни в чем не знают удержу. Физики шутят — пришельцы плачут. Кровавыми слезами.

 

Фильм «Нечто» (1982)

Меняющий форму инопланетный хищник, прибывший из глубин космоса, охотится на персонал исследовательской станции. Таков сюжетный зачин, предваряющий события Prey. И он же до боли знаком всем, кто видел хоррор «Нечто» 1982 года. Разумеется, детали разнятся: в игре мы шарахаемся от стульев и степлеров, которые могут оказаться мимиками, а в культовой ленте Джона Карпентера прожорливая тварь копипастила живые организмы. Но в обоих случаях пугает не столько монстр, сколько сама атмосфера паранойи и тотального недоверия к людям, с которыми ты изолирован от внешнего мира.

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

«Нечто» угораздило выйти на широкие экраны почти одновременно с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта и «Инопланетянином» Стивена Спилберга. Лента Карпентера затерялась на фоне двух мегаблокбастеров и провалилась в прокате, к тому же и критики в 1982-м её разругали. Но время расставило всё по местам: это чуть ли не главный шедевр кинофантастики. И точка. Даже сегодня аниматронные чудища и практические спецэффекты Роба Боттина нагоняют неподдельную жуть, от синтезаторных переливов Эннио Морриконе веет холодом вечной полярной ночи, а Курт Рассел вкупе с остальными актерами выкладывается так, что от каждой сцены стынет кровь в жилах. Чем не повод пересмотреть нестареющую классику, подготовившись к ужасам «Талос-1»?

 

Фильм «Луна 2112»

Выживших на орбитальной станции в Prey — раз, два и обчелся, да и те вот-вот станут добычей Тифонов или умрут. Поэтому в космосе никто не услышит крик Моргана Ю, сходящего с ума от депрессии и одиночества. Этой же безнадеги хватает и в режиссерском дебюте сына Дэвида Боуи. В ленте Дункана Джонса («Исходный код», «Варкрафт») нет экшена, зато есть астронавт в исполнении Сэма Рокуэлла, запертый в жестяной скорлупе лунной базы с подобревшей версией HAL 9000.

Победи пришельцев мозгом: что посмотреть и почитать к выходу Prey

«Луна 2112» не переворачивает сай-фай жанр и не пытается ошеломить спецэффектами (снято дёшево и сердито, на смешные по меркам Голливуда $5 миллионов). Но подкупает странным контрастом между формой, ностальгирующей по жизнерадостной фантастике 60-х, и тем отчаянием, что внутри. Угловатый робот, разговаривающий голосом Кевина Спейси, протягивает клешню, чтобы утешить съезжающего с катушек персонажа Рокуэлла. А производственная драма о буднях одинокого шахтера на Луне, отвешивающая поклоны «Одиссее» Кубрика, оборачивается мизантропическим триллером о крушении надежд. Прах к праху. «И лунная пыль укроет тебя», как пел Майор Том.

Авторы текста: Владимир Салдан, Александр Бурсов

Последние новости