Бывает, любишь игру так сильно, что готов проходить её снова и снова. Как правило, этой готовности хватает на пару-тройку раз, после чего каждая дыра в текстурах кажется уже до боли знакомой, а геймплей больше не приносит былой сатисфакции. Продолжение — где-то в далёкой перспективе, и разработчики не торопятся его анонсировать. Ты тоскуешь, ты подавлен. И вдруг, — о чудо! — кто-то из друзей кидает ссылку на достойную, по его словам, модификацию, где убрали ненужное, заменили противоречивое, и вообще, новую жизнь вдохнули, не меньше! Ставишь, патчишь, а там... В общем, будьте осторожны со своими желаниями.
Перефразируя расхожую шутку: средний по палате горе-модификатор похож на обезьяну с гранатой. Серьёзно, ведь нехитрый инструментарий моддинга сейчас доступен каждому младенцу. Поэтому многочисленные результаты неумелого ковыряния в коде игры, которыми полнится Интернет, периодически напоминают выставку поделок детского сада после ночёвки на конопляном поле. Впрочем, не всё так однозначно: своих Пикассо тоже хватает.
Модифицируй это
С легальной точки зрения культура пользовательских надстроек долгое время находилась в так называемой «серой зоне». Оно и понятно: одно дело, когда мод разрабатывается энтузиастами для ценителей и распространяется среди последних бесплатно. Здесь, конечно, прикопаться к его создателям можно (мол, ай-яй-яй, взяли защищённый авторским правом источник и проворачиваете с ним всякие нездоровые вещи), но не нужно. Потому что на практике качественный UGC (user-generated content) поддерживает оригинал в тонусе и подстёгивает продажи.
Собственно, обилие встроенных моддинг-редакторов в первую очередь объясняется как раз тем, что это на руку разработчикам сорса. Официальные конструкторы, вроде The Elder Scrolls Construction Set для Morrowind или World Editor для третьего «Варкрафта», в своё время открыли перед создателями фан-дополнений поистине неисчерпаемые перспективы. Эти же конструкторы заставили моддеров «играть по правилам» без стороннего кода и позволили издателям в какой-то мере контролировать конечный результат. Ситуация win-win, что называется.
Другое дело, когда любительский контент становится предметом подпольной дистрибуции, и зарабатывают на нём не создатели первоисточника, и даже не автор модификации, а какие-то третьи ловкачи. С масштабным переходом на цифровые продажи таких оборотистых пиратов поубавилось, но эта позитивная тенденция, кажется, не коснулась России и стран бывшего СНГ. То тут, то там на полках сомнительных ларьков с электроникой встречается совсем уж дремучая дичь вроде «Ведьмака из Тамриэля» или «Наруто в Сан Андреасе». Можно только догадываться, кто и зачем за это платит.
До недавних пор никакой прибылью для создателей UGC не пахло. Но буквально пару месяцев назад Valve с помпой анонсировали официальную монетизацию пользовательских модов в Steam Workshop. Их первым подопытным каджитом стала Skyrim, которая и без того насчитывает десятки тысяч бесплатных модификаций: от гигабайтов сторонних квестов и до тщательного рендеринга воды. Новая система — неплохой способ вдохновить моддеров на творчество (хотя, казалось бы, куда уж больше?), а заодно поддержать лучших авторов рублём.
Благородное начинание, если вдуматься, и Skyrim — отличный выбор для пробного «выстрела» в этом направлении. Всё-таки парни из Bethesda не зря славятся протежированием любительских дополнений. Их недавнее заявление о том, что Fallout 4 будет полноценно поддерживать перенос модов с PC на Xbox One, вообще произвело на минувшей E3 тот ещё бабах. Моддинг в формате кроссплатформы — кто бы мог подумать! Что-то подобное обещают реализовать и в новом Doom: встроенный конструктор готовят как под PC, так и для консольных версий. Правда, возможность его трансфера пока не ясна. Для нас с вами это означает только одно: времена монополии PC на UGC неотвратимо подходят к концу.
Ориентация на пользователей и безграничное к ним доверие — чуть ли не главный современный тренд. «Мы организуем вам песочницу и совочек с ведёрком, только приходите, приходите все!» — говорят нам разработчики. Но если легальный статус кустарного моддинга к настоящему времени более-менее устаканился, то его, скажем так, идеологическая составляющая всё ещё находится под большим вопросом.
Теперь банановый!
Вдаваться в подробности типологии UGC — дело неблагодарное. Единой системы жанров здесь не существует — не наука, чай... Однако палитра возможностей рвёт любые шаблоны. Самым безобидным видом фанатского самопала считаются мутаторы (вроде INeedbodies для Killing Floor), избирательно заменяющие/изменяющие некоторые игровые объекты (в рамках доступных). Механика от них не ломается, геймплей не страдает, а игра, что называется, не теряет лица.
Гораздо хуже дело обстоит с реплейсерами. Человеческая фантазия вообще отличается изощрённостью, что уж говорить о фантазии геймерской. Поэтому моды типа «Замок Смурфенштайн» (да да, мы не шутим, 1983 год, между прочим) — по сей день один из самых популярных форматов. В ситуациях, когда креатив игрока ограничен только его воображением, на свет рождаются такие богопротивные модификации, как, например, стреляющий автомобилями шимпанзе в GTA V. Кстати, мы не знаем, кому пришло в голову заменить модельки персонажей Skyrim на героев My Little Pony, но нам бы очень хотелось внимательно посмотреть этому человеку в глаза и попросить его поиметь совесть. Или наоборот — прекратить её иметь столь извращённо.
Представьте «Войну и Мир», переработанную Петросяном в юмористический скетч, где Наташа Ростова — Дроу Рейнджер, а Пьер Безухов — щенок бассет-хаунда. Обхохочешься, ага. Ладно, с этой метафорой мы, положим, слегка переборщили. Но нельзя отрицать, что подобный уровень абсурда не лучшим образом влияет на восприятие игры аудиторией. Большинство разработчиков явно не против — чем бы дитя ни тешилось, лишь бы поддерживало стабильный интерес к продукту. К тому же, аргумент «не нравится — не ешь» (то есть, не играй) ещё никто не отменял.
Но далеко не все игроделы демонстрируют такие демократичные взгляды. Недавно вот нервы не выдержали у Rockstar Games: по GTA V прокатилась волна временных банов за использование в модификациях стороннего кода, читинг в мультиплеере и абьюз голубых китов (sic!). И это в рамках франшизы, которую уже почти невозможно представить без самодельных надстроек! Чудны дела твои, Rockstar...
Сделайте нам интересно! Или хотя бы красиво...
Пара-тройка кастомных видов брони, стильная причёска и новый прикид для Геральта значительно освежают тридцать лохматое по счёту прохождение второго «Ведьмака», с этим не поспоришь. Однако оправданные изменения в рамках реплейсеров встречаются редко. Чего не скажешь о контенте «для взрослых»: этого добра — хоть лопатой греби.
Здесь рукастые моддеры не ограничиваются обычной подменой текстур, они готовы на всё. В том числе и на проработку реалистичной физики колебаний женской груди. Минута молчания в честь наших талантливых братьев! Конечно, мало кто не мечтал ещё раз посмотреть на Трисс без одежды (как будто кат-сцен вам мало, поганцы!), но nude-моды для таких игр как Dead Space или Mass Effect, если честно, вызывают только молчаливое недоумение.
Расписывать побочные пользовательские сюжетки мы не станем. С ними всё более-менее ясно. А вот конструктивную, но не самую однозначную графическую переработку обсудить, пожалуй, стоит. Тема, деликатно говоря, скользкая. Ладно бы самоделкины ограничивались улучшением текстур и рендерингом водоёмов — ради бога, о вкусах не спорят, главное, чтобы людям играть было приятно.
Но когда моддеры от сохи торжественно презентуют сообществу что-то типа SweetFX для The Witcher 3, хочется закрыть лицо руками и в ужасе убежать в степи Темерии. Вопреки расхожему мнению, фильтры Instagram не делают фотографию качественной. Равно как и сломанная глубина резкости с изнасилованным контрастом не делают картинку красивой. Чувствуете, к чему мы клоним?
Зато такой альтернативный формат моддинга, как ребаланс, бывает любопытным и даже аргументированным. Предположим, вы прошли игру вдоль и поперёк на всех доступных уровнях сложности. Или, быть может, геймплею не хватает реального челленджа? Хватает, говорите? И даже сверх меры? Комьюнити всегда придёт на помощь и перекроит показатели на пушках, добавит в боёвку новые элементы или переосмыслит поведение врагов (как, например, в Warspace Extension для XCOM:EU). Но стоит иметь в виду — разработчики сделали исходную игру именно такой по определённым (и худо-бедно объективным) причинам. Поэтому без оглядки играть c ребалансом можно, лишь обладая безграничным доверием к роду людскому.
Особняком в списке UGC для игр стоит отметить близкую к мутаторам возможность добавления новых объектов и предметов. Чаще всего опции игроков в такой самоволке ограничиваются инструментарием встроенного редактора (левый код «сверху» особо не одобряют). Но даже этого бывает достаточно, чтобы разработчики ощутимо расслабились. Возьмите ту же Sims: действительно, зачем создавать несколько вариаций облицовки фасада, если через сутки после релиза геймеры сами с радостью подгонят тонну полноценных дизайн-паков?
Паровозики, которые смогли
О том, что моддинг — это несерьёзно и вообще «для души», можно говорить часами, но рано или поздно разговор споткнётся о такие тайтлы, как Counter-Strike и Team Fortress... Несерьёзно, говорите? Всё ещё?
Глобальный реворк — один из самых продуктивных видов пользовательских модификаций. Полная переработка концепции, механики и геймплея на чистом энтузиазме фанатов не может не вызывать уважения. Впрочем, формат этот не особенно распространён: базовых познаний моддеров в игростроении не всегда хватает, чтобы покушаться на самое святое. Тем не менее, качественных stand-alone проектов, выросших из других игр, немало.
Чего стоит одна только DotA, рождённая в редакторе карт для третьего «Варкрафта». Она проделала внушительный путь от популярного кустарного мода до самостоятельного бренда под покровительством Valve, дав жизнь абсолютно новому жанру. Или возьмём, к примеру, краеугольный камень командных шутеров — Counter-Strike, который изначально был всего лишь видоизменённой версией Half-Life за авторством двух талантливых студентов. Valve вовремя увидели в них потенциал — и подключились к разработке. Что из этого вышло, вы, разумеется, в курсе.
Прекрасный в своём безумии Garry's Mod получился путём хитрых манипуляций всё с той же Half-Life. Рядовым модом к Quake была когда-то и легендарная Team Fortress, а Alien Swarm, в свою очередь, обязана своим существованием Unreal Tournament 2004. Разработчиков этих проектов Valve, что характерно, тоже пригрели. Но не Valv’ом единым... Благодаря конкурсу Make Something Unreal от Epic Games моддеры-любители подарили нам Сталинградскую битву в Red Orchestra (тоже на базе UT2004). Такие же энтузиасты взяли шляпу под названием Arma 2, и достали из неё зомби-кролика по имени Day Z — пока не вышедший, но уже успевший наделать шуму вариант ещё одной самопальной модификации. В общем, за примерами далеко ходить не приходится.
Так или иначе фанатское комьюнити всегда считалось первостепенным фактором развития игровых проектов. И, как видите, делегирование ему собственных полномочий давно вошло у игроделов в привычку. С нашей стороны было бы несправедливым однозначно утверждать, что эта практика порочна. Среди ужасающего многообразия совершенно абсурдных модов, заменяющих модельки драконов на модельку паровозика Томаса (Skyrim), периодически встречаются настоящие жемчужины. И пользу UGC для индустрии, в принципе, можно с лихвой оправдать уже хотя бы этим.
Следите ли вы за новостями игровой индустрии?
ПроголосоватьЧтобы увидеть результаты, необходимо проголосовать. Все опросы
Автор текста: Аня Деревянко
Читайте также
Последние новости