Следующая новость
Предыдущая новость

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

Пока игровой мир завороженно следил за выставкой E3 в начале июня, издательство Take-Two Interactive провернуло ограбление века, о котором не могли бы мечтать даже Майкл, Тревор и Франклин. Жертвами наглой аферы оказались миллионы обычных геймеров, создававших любительские модификации для GTA V. А ведь с самого возникновения серия Grand Theft Auto славилась пользовательским контентом. Почему Take-Two решила запретить народное творчество только сейчас? И что не поделили мододелы с крупнейшим видеоигровым издательством?

Конец прекрасной эпохи

Если вы хотя бы раз устанавливали моды на компьютерные версии GTA IV, Max Payne 3 или GTA V, велика вероятность, что делалось всё с помощью одной российской утилиты. В 2008 году программист из Нижнего Новгорода Юрий Криворучко написал приложение OpenIV — для просмотра и редактирования зашифрованных файлов GTA IV. Программа оказалась настолько удобной и легкой в освоении, что с её помощью энтузиасты по всему миру начали создавать собственные версии приключений Нико Беллика в Либерти-Сити. Со временем OpenIV превратилась в главный инструмент PC-моддинга хитов Rockstar Games.

«Сами мы не делаем игровые модификации. Мы придумываем инструментарий для сообщества, чтобы любой моддер мог воплотить в жизнь свои идеи. Нам нравится этим заниматься», — Юрий Криворучко, ведущий разработчик OpenIV, в интервью redbull.com.

Покадрово переснять на движке GTA V «Терминатора 2», спародировать «Южный парк» или воссоздать трейлер «Титаника»? Заселить Лос-Сантос огнедышащими драконами? Сделать главного героя Халком, крушащим всё на своем пути? Заставить обычный пистолет стрелять машинами? Запросто! Благодаря OpenIV миллионы фанатов GTA смогли настроить одиночный режим по своему вкусу, а вокруг пятой части сформировалось огромное сообщество моддеров, геймеров и стримеров.

На протяжении девяти лет жизни проекта Юрия Rockstar Games поддерживала народное творчество и поощряла комьюнити, публикуя  на официальном сайте ссылки на яркие проекты. Казалось бы, ничто не предвещало беды… Конец подкрался незаметно: 5 июня 2017 года авторы OpenIV получили письмо от издателя серии Grand Theft Auto с требованием прекратить разработку редактора модов. Адвокаты компании Take-Two заявили, что детище российского программиста помогает злоумышленникам взламывать многопользовательский режим GTA Online.

Криворучко попытался было объяснить юристам, что OpenIV рассчитана исключительно на синглплеерные модификации и даже блокирует выход пользователей в онлайн. Больше того: в течение всего времени развития проекта команда Юрия «строго следовала нормам Гражданского кодекса Российской Федерации», не распространяла исходный код и оригинальные данные игр Rockstar, а также «не трогала Grand Theft Auto Online». Увы, Take-Two эти доводы не убедили. Проект должен быть закрыт. Точка.

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

Что оставалось Юрию Криворучко? 14 июня он объявил о завершении работы над OpenIV, сопроводив печальную весть комментарием на gtaforums.com:

«Мы могли бы обратиться в суд и доказать, что в наших модификациях нет ничего противозаконного. Но это заняло бы месяцы и потребовало бы огромных усилий. Никакие деньги не могут компенсировать годы потраченного на проект времени. Мы приняли решение о прекращении разработки. Вот и настал тот день, когда модификации объявлены вне закона», — Юрий Криворучко, ведущий разработчик OpenIV.

 

Народ против Штрауса Зельника

Реакция сообщества не заставила долго ждать. Униженные и оскорблённые геймеры в считанные дни обвалили рейтинг GTA V в Steam и помянули на форумах незлым тихим словом Штрауса Зельника, председателя совета директоров Take-Two. По состоянию на 22 июня из 49,000 отзывов в магазине Valve почти 90% — крайне отрицательные. А дальше вступило в силу неписаное правило Интернета: «В любой непонятной ситуации заполняйте петицию». Обращение на сайте Change.org с требованием разрешить OpenIV набрало уже более 77000 подписей. Как повлиял гнев общественности на конфликт? Примерно никак. Паблишер от комментариев воздержался, высказались только коллеги братьев Хаузеров.

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

«Действия Take-Two не направлены против модов для одиночного режима. К сожалению, OpenIV способствует созданию вредоносных мультиплеерных модов, которые притесняют других пользователей в GTA Online и портят впечатления от сетевого режима. Сейчас мы пытаемся понять, как продолжить поддержку фанатского творчества, избегая негативного влияния модификаций», — официальное заявление представителя Rockstar Games.

Юрий Криворучко выступил с опровержением:

«OpenIV и другие проекты нашего коллектива разрабатывались только для синглплеера GTA V. Сотрудники Rockstar Games должны хорошо понимать, что активировать GTA Online нельзя, если установлена хотя бы одна модификация для OpenIV. Мы всегда поддерживали авторов игры в их намерениях защищать сетевую составляющую от мошенников и читеров», — Юрий Криворучко, ведущий разработчик OpenIV.

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

Так на чьей же стороне правда? В чем отличие злопакостного хакинга от безобидного моддинга? В поисках ответов 4PDA обратился к тем, кто на моддинге собаку съел. Андрей Гуров, администратор крупного российского сайта LibertyCity, пояснил нам, что трейнеры, читы, мод-меню (подборки трейнеров) и прочие хакерские изобретения, портящие жизнь честным обитателям GTA Online, основываются на редактировании содержимого оперативной памяти. Взломщики, если говорить упрощенно, меняют данные, которые загружаются игрой в ОЗУ (да, по такому же принципу работает ArtMoney). Хакинг детища Rockstar облегчается и тем, что сетевой режим работает по модели peer-to-peer, объединяя компьютеры пользователей, а выделенных серверов нет. С другой стороны, OpenIV работает с файлами, а не жульничает с локальной памятью. То есть изменить модель машины, оружия или текстуру дома можно, но не более.

«Ситуация довольно спорная: пока не ясно, каких именно целей добивается Take-Two. Ведь если идет борьба с читерством, как заявляли представители Rockstar Games, то её нужно вести с теми, кто промышляет этим в первую очередь: хакеры, накрутчики игровых аккаунтов и т.д. Вряд ли они оперируют OpenIV для подобных махинаций, это технически невозможно. OpenIV позволяет лишь открывать зашифрованные архивы с 3D-моделями и текстурами GTA V, экспортировать и импортировать их. Это инструмент для творчества. И он никогда не сравнится с трейнерами, которые, в свою очередь, априори являются читерскими и нацелены именно на порчу игрового процесса или получения превосходства над другими геймерами», — Андрей Гуров, администратор портала LibertyCity.ru.

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

В свете сказанного напрашиваются две версии. Либо издатель и разработчики самого популярного экшена современности, разошедшегося к весне 2017-го тиражом более 80 млн копий, что-то напутали, приравняв редактор модов к хакерским инструментам. Либо же заявление о тлетворном влиянии OpenIV на онлайн — лишь нелепая отговорка. Но если произошла ошибка, почему же спустя неделю запрет так и не был снят? Зачем Take-Two провоцирует народную ненависть и убивает модостроение?

 

Делай деньги, делай деньги

В 2016-м некий инсайдер, который всегда давал правдивую информацию о серии Grand Theft Auto, поделился любопытными сведениями. Оказывается, перед релизом пятой части разработчики подумывали о двух сюжетных дополнениях, а на успех мультиплеера мало кто рассчитывал. Однако популярность сетевого режима оказалась столь ошеломительной, что Take-Two захлестнула лавина многомиллионных микротранзакций. Поэтому паблишер пересмотрел планы на будущее, решив сделать ставку на контент для GTA Online. По словам всё того же осведомителя, в числе крупных платных дополнений, запланированных на 2017 год, — добавление целого города Либерти-Сити. И вот так совпадение: команда Юрия Криворучко не только разрабатывала редактор модов, но и занималась переносом Либерти-Сити из GTA IV в сюжетную кампанию пятой части. Бесплатно и без микроплатежей. Со смертью OpenIV ушел в небытие и этот амбициозный проект.

Но циничное отношение Штрауса Зельника к PC-аудитории можно объяснить и без конспирологии. GTA Online — это агрегат по печатанию дензнаков. Достаточно взглянуть на недавний финансовый отчет Take-Two. Что мы видим? Доходы компании за прошедший год выросли на 26% — до $1,78 миллиардов. Из этой внушительной цифры $1,4 миллиарда заработали консольные хиты во главе с GTA V (81%). А компьютерные версии вместе со всяческим мобильным фритуплеем озолотили Take-Two лишь на $339 миллионов (19%).

Что важно: львиная доля доходов за прошлый год ($921 млн) приходится на цифровые платежи и микротранзакции. Да, речь главным образом о донате в мультиплеере Лос-Сантоса. Для сравнения: за период с октября 2015 года по сентябрь 2016-го выручка GTA Online составила $700 миллионов, причем на PC-сегмент пришлись жалкие 10% от названной суммы. Иными словами, легко предположить, что компьютерные геймеры для Take-Two не в приоритете: платить не спешат, проводят время в сюжетной кампании, развлекаясь моддингом. Бесплатно! Экие наглецы.

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

Показательно и июньское заявление господина Зельника, сделанное за неделю до закрытия OpenIV: «Вы не можете бесконечно раздавать контент бесплатно, в этом нет бизнес-идеи». И закономерный вывод: мол, Take-Two стоило бы добавить в свои проекты больше микроплатежей.

«Мы полагаем, что с точки зрения индустрии наша компания не получает с каждого пользователя всех средств, которые мы могли бы получить. Предстоит поработать над этим вопросом. Но мы не собираемся вытряхивать из карманов людей последние копейки», — Штраус Зельник, председатель совета директоров Take-Two Interactive.

 

Страх и ненависть в Лос-Сантосе

Но как вразумить неразумного компьютерного геймера, который не желает трясти мошной на радость Take-Two? Когда сюжет GTA V пройден, есть два варианта дальнейших приключений в Лос-Сантосе. Первый: осваивать мультиплеер и донатить, донатить, донатить. Второй: накачать модов и снова погрузиться в одиночную кампанию. И если многопользовательские режимы на PS4 и Xbox One защищены от взлома, то на PC и на предыдущем поколении консолей царит хакерская вольница. Настоящий виртуальный Дикий Запад, где могут грохнуть за здорово живешь или обобрать до нитки.

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

Представьте: вы честно играете в онлайне, копите, например, на яхту или на особняк пару-тройку месяцев, гриндите не покладая рук. А в один злосчастный день какой-то читер обнуляет ваш банковский счет, а затем забавы ради повышает ранг вашего персонажа до максимального 8000-го уровня. В догонку прилетает бан, будто это вы виноваты в случившемся. Причем Steam завален подобными жалобами на хакеров. «Можно зайти в сессию, тебя сразу телепортнут и убьют». «Играл, всё было отлично, и вдруг ни с того ни с сего вечный бан». «Купил игру и карту на 1250000$ за 1200 рублей, через 2 часа получил бан на месяц».

И как бы ни боролись разработчики с засильем мошенников (вслед за OpenIV закрыли три сайта, продававших трейнеры для онлайна), появляются всё новые и новые инструменты для обмана. Система античит работает непредсказуемо, да и пиринговое соединение не способно нормально защитить от взлома. К тому же создатели утилит для накрутки денег, рейтинга и прочего зарабатывают на этом, в отличие от Юрия Криворучко.

Потрачено: кто и зачем объявил войну модам для GTA?

При таком раскладе неудивительно, что многие предпочитают одиночные моды кривому мультиплееру GTA Online. И как же поступила Take-Two, чтобы покончить с хакерским произволом? Озаботилась работающим античитом? Задумалась о выделенных серверах? Улучшила техподдержку? Нет, просто запретила OpenIV, подталкивая людей проводить больше времени в онлайне. Как пелось в одном мультфильме, «Делай деньги, делай деньги, а остальное всё — дребедень!»

 

Дальше — тишина

Что же думает о сложившейся ситуации сам Криворучко? Редакция 4PDA обратилась к Юрию за комментарием.

«Мы можем только предполагать: нам не озвучили конкретную причину запрета. Дело может быть в нашем моде с переносом Либерти-Сити, или реально они увидели какую-то угрозу онлайну, или решили просто все моды прикрыть. Выделенные сервера частично бы решили проблему с хакерством. А античита у Rockstar Games нормального вообще нет. Есть ещё теория, что это всё из-за постоянных утечек нового контента, который разработчики GTA Online добавляют в игру с каждым обновлением, но разблокируют со временем [благодаря просмотрщику файлов OpenIV энтузиасты узнают информацию до официальных анонсов]», — Юрий Криворучко, ведущий разработчик OpenIV.

Для формирования культуры GTA-моддинга потребовались годы. Но, как выясняется, обнулить усилия тысяч людей можно за один день. 14 июня — запомните эту дату. Никаких больше шалостей с новыми модами. Никаких пародийных роликов. Никаких полетов над Лос-Сантосом в роли Железного человека или Халка. Никакого веселья ни для кого. Добро пожаловать в мир скудного онлайн-контента, микротранзакций и толп читеров.

P.S. Впрочем, не спешите надевать чёрное и справлять поминки по модам. Пока текст готовился к публикации, подоспела благая весть: Rockstar Games связалась с Юрием Криворучко и пытается урегулировать конфликт. Вот и попробуйте после этого заявить, что петиции и гражданский протест не работают.

 

Автор текста: Владимир Салдан

Последние новости