Следующая новость
Предыдущая новость

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

29.05.2017 22:48
Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов. 

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡#Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике «Компьютер месяца» рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы

Intel
AMD

Сокет
LGA1155
LGA2011
LGA1150
LGA2011-v3
LGA1151
AM3+
FM2/2+
AM4

Год поступления в продажу
2011 год
2011 год
2013 год
2014 год
2015 год
2011 год
2012 год
2017 год

Поддерживаемые процессоры
Sandy Bridge, Ivy Bridge
Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil's Canyon, Broadwell
Haswell-E, Broadwell-E
Skylake, Kaby Lake
Zambezi, Vishera
Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh)
Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon

Контроллер памяти
DDR3-1066/1333
DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600
DDR4-2133/2400
DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666

Встроенный, двух-канальный
Встроенный, четырех-канальный
Встроенный, двух-канальный
Встроенный, четыре-хканальный
Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный
Встроенный, двух-канальный
Встроенный, двух-канальный

Максимальный объем оперативной памяти
32 Гбайт
64 Гбайт
32 Гбайт
Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт
64 Гбайт
32 Гбайт
64 Гбайт
64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡#Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда

Центральный процессор
Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц

Материнская плата
ASUS MAXIMUS IX Hero

Оперативная память
Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт

Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт

Накопители
Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт

Samsung 850 Pro

Видеокарты
ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт

ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт

Блок питания
Corsair AX1500i, 1500 Вт

Процессорный кулер
Noctua NH-D9DX

Корпус
Lian Li PC-T60A

Монитор
NEC EA244UHD

Операционная система
Windows 10 Pro x64

ПО для видеокарт

AMD
Crimson ReLive Edition 17.4.2

NVIDIA
GeForce Game Ready Driver 381.65

Дополнительное ПО

Удаление драйверов
Display Driver Uninstaller 17.0.6.1

Измерение FPS
Fraps 3.5.99

FRAFS Bench Viewer

Action! 2.3.0

Разгон и мониторинг
GPU-Z 1.19.0

MSI Afterburner 4.3.0

Дополнительное оборудование

Тепловизор
Fluke Ti400

Шумомер
Mastech MS6708

Ваттметр
watts up? PRO

⇡#Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

 

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Потребление оперативной памяти с включенным браузером Google Chrome

 

Потребление оперативной памяти без Google Chrome

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

 

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

 

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх

API
Качество
Полноэкранное сглаживание

1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160

1
«Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности
DirectX 11
Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл
AA

2
Mass Effect Andromeda, первое задание
Макс. качество
Временное сглаживание

3
Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк
Макс. качество
SMAA + FXAA

4
GTA V, город и окрестности
Макс. качество
4 × MSAA + FXAA

5
Rise of the Tomb Raider, советская база
Макс. качество
SMAA

6
Watch_Dogs 2, город и окрестности
Ультра, HBAO+
Временное сглаживание 2 × MSAA

7
Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности
Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл.
TAA

8
HITMAN, встроенный бенчмарк
DirectX 12
Макс. качество
SMAA

9
Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк
Макс. качество
4 × MSAA

10
Battlefield 1, миссия «Работа для молодых»
Ультра
TAA

11
Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек»
Макс. качество
2 × MSAA

12
Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк
Ультра
8 × MSAA

13
Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре»
Макс. качество
TAA

14
Tom Clancy's The Division, встроенный бенчмарк
Макс. качество
SMAA

15
DOOM, миссия OИК
Vulkan
Ультра
TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

 

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

 

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Низкие»

 

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Средние»

 

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Высокие»

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

 

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

 

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Очень высокие»

 

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Ультра»

 

Deus Ex: Mankind Divided, максимальные настройки качества

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Режимы сглаживания в Watch_Dogs 2 (слева направо): без сглаживания, 2x MSAA, 4x MSAA

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Режимы размера текстур в Rise of the Tomb Raider (слева направо): «Низкое», «Среднее», «Высокое»

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт

Качество текстур

Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания)
Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)

Очень высокое
11600
Ультра
11000
Ультра
11000

Высокое
6900
Высокое
9700
Очень высокое
9600

Среднее
6400
Среднее
8800
Высокое
7800

Низкое
6200
Низкое
7800
Среднее
7100

Низкое
6900

Тени

Очень высокое
10700
HFTS
11600
Очень высокое
11000

Высокое
10500
PCSS
11000
Высокое
10900

Среднее
10300
Ультра
11000
Среднее
10800

Выкл.
10300
Очень высокое
11000

Высокое
10400

Среднее
10400

Низкое
10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт

Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — режим "Высокое", но без сглаживания)

Сглаживание
PureHair
Преграждение окружающего света

Выкл.
5800
Выкл.
5800
Выкл.
5800

FXAA
5900
Вкл.
5800
Вкл.
5800

SMAA
6200
Очень высокое
5900
HBAO+
5900

2 × SSAA
6100

VXAO
6000

4 × SSAA
6500

Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Режимы преграждения окружающего света в Rise of the Tomb Raider (слева направо): выключено, включено, HBAO+, VXAO

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Следующая страница →

 

Последние новости