Мы привыкли, что игры затрагивают все органы чувств, задействуют мелкую моторику и побуждают концентрировать силы даже абсолютно здоровых людей. И чем дальше, тем больше: VR-аттракционы вроде The Void сегодня перестают быть чем-то из области фантастики и секретных лабораторий Пентагона. Но, мчась в прекрасное далёко на поезде технологий, мы редко задумываемся, каково приходится геймерам с ограниченными возможностями. Лишённым слуха, зрения, неспособным использовать мышь, клавиатуру и геймпад так же, как мы. Об этих людях и поговорим.
Боль — фантомна, скилл — реален
Представьте ситуацию, в которой игры — единственный шанс избавиться от депрессии, найти друзей, круг общения, получить поддержку. Обрести себя и, если уж на то пошло, смысл жизни. Что для кого-то блажь и забава, для канадца Кена Уоррела стало спасательным кругом. В 1994 году, работая на стройке, он получил травму: металлическая труба сорвалась с крепления, пролетела несколько этажей и разбила ему голову. В результате Кена парализовало ниже шеи, что обернулось для него мучениями и жуткой депрессией. Но всё изменил ролевой боевик Diablo, который Уоррелу удалось пройти при помощи контроллера Jouse — мундштука, заменяющего клики мыши на вдох и выдох. Так сражение с фэнтезийным злом обернулась для канадца сражением за собственное выживание.
Кен Уоррел не одинок в своей борьбе. Ежедневно тысячи геймеров доказывают себе и окружающим, что им всё по плечу. И преуспевают так, как мало кому удаётся. У профессионального игрока в StarCraft Мэтта Финка «говорящий» никнейм — LookNoHands: не каждому киберспортсмену довелось узнать, что ему надавал под зад парень без рук. Кудесничать на виртуальной карте Мэтту помогают острота ума и скорость реакции, ведь в стратегиях это важнее ловкости пальцев — доказано на живом примере.
Итальянец Массимилиано Секи родился без ноги и обеих рук. Однако носа вешать не стал: занялся спортивными упражнениями, включая плавание, самостоятельно выучил английский и дал выход эмоциям в League of Legends, где добился «бриллиантового» статуса. Для ясности — только 0,1% всех игроков LoL вхожи в этот клуб, и попали они туда не за деньги и не по блату, а благодаря личному мастерству. Секи в принципе не нужны поблажки, он даже шутит по поводу своего состояния: «нет конечностей — нет проблем». Точно так же полон оптимизма и Майк Олсон, известный под прозвищем Handi. У него нет ни рук, ни ног, но он — именно тот, кто с высокой долей вероятности заткнёт вас за пояс в матче по Counter-Strike или Dota 2.
Примеров такого рода много, и для любого из них характерно то, что геймеры с ограниченными возможностями достигают душевного равновесия благодаря поддержке других людей, реакции СМИ и общению с друзьями. Наконец, игры дарят им понятное каждому удовольствие. Это важно, поскольку путей преодоления проблем у героев статьи не особенно много.
«Я больше ничего не могу, — отвечает на наше письмо Александр Зенько из Минска, стуча по клавишам зажатым в зубах карандашом, — но то, что я делаю, приносит мне удовольствие».
У Александра ДЦП, руки его не слушаются, поэтому мышь по столу он передвигает подбородком. Таким образом он прошёл экшены, которые не каждому профи по зубам — вроде Mother Russia Bleeds или Super Meat Boy. Важную роль в комфортном самоощущении парня сыграла поддержка неравнодушных людей — вот с кого надо бы брать пример. Впрочем, дадим слово самому Саше.
«Около 650 игр мне подарили разработчики, и во все я люблю играть. Программист написал для меня приложение MHOOK, позволяющее управлять одной мышью. Иногда, когда полностью пройти нереально, использую читы».
О том, как виртуальный мир изменил его жизнь, редакции 4PDA рассказал геймер из Техаса Майк Бегам, известный под ником BrolyLegs. Силы рук Майка хватает разве что на удержание геймпада, а все свои победы он буквально вырывает зубами — другого способа двигать стики у него нет. На кнопки он нажимает, понятно, языком. Тем удивительнее, что Бегам, как и все техасцы, не ищет лёгких путей: его любимая игра — файтинг Street Fighter, да и персонаж-фаворит тоже требует сноровки — Чун Ли. Но посмотрите-ка: за плечами парня уже ряд турниров и призов.
«Видеоигры открыли для меня много дверей. Я получил возможность познакомиться с другими игроками, разделить с ними эту страсть и создать условия, в которых мои физические ограничения отошли на задний план. Мне нравится выступать на равных с геймерами одного со мной мастерства — это действительно помогает общаться и заводить друзей».
Выбить «платину» на ощупь
Как бы ни гнали технологии, какие бы гаджеты для дополнительных ощущений ни выходили, основной источник информации о происходящем в видеоигре — изображение. Либо, в редких случаях, текст. Так было на заре геймдева, когда по осциллоскопу заплясала управляемая искорка, а Ральф Баер изобрёл «Понг», и так будет всегда. То есть визуальные образы — программа-минимум для принятия решений в игре. Вот почему геймерам без зрения приходится особенно тяжело — они обходятся без 90% данных, оперируя ради достижения цели доступными десятью. И, невероятное дело, преуспевают в этом.
Бену Брину 24 года, в Сети его знают под ником Sightless Kombat, и он слеп от рождения. Бен никогда не видел, как выглядят персонажи его любимых игр, как анимированы их движения, насколько красочны декорации. Зато он досконально изучил звуки, сопровождающие то или иное действие. Он начал с тенниса на Wii, проникся геймплеем Rock Band, а затем открыл для себя Mortal Kombat: Deception на PlayStation 2. Так Бен понял, что файтинги — его стезя. Soulcalibur V, Killer Instinct, Mortal Kombat (2011), Street Fighter V — его оппоненты в онлайне иногда даже не подозревают, что решку их бойцам наводит Затоичи с геймпадом в руках.
Карлос Васкез — тоже поклонник «Смертельной битвы», но его зрение с десятилетнего возраста съедала глаукома. В итоге геймер полностью ослеп. Как и Бен Брин, Карлос строит виртуальное кунг-фу, ориентируясь только на звуки. Апперкот, блок, лоу-кик, теперь пробиваем комбо — для нас это набор зрелищных приёмов, а для Васкеза — мелодия, состоящая из понятных только ему и саунд-дизайнерам интонаций. Виртуозно наигрывая её на геймпаде, геймер даже выбился в участники Evolution Championship Series (или EVO) — крупнейшего турнира по файтингам.
Но звук важен не только в рукопашном жанре, что прекрасно понимают сотрудники компании Nintendo, выпустившие в 1996-м платформер Super Mario 64 — игру, доступную для прохождения вслепую. Звуковой дизайн здесь продуман таким образом, чтобы не создавать идентичных шумов или мелодий в разных ситуациях. Благодаря традиционному аккуратизму японцев незрячий геймер Терри Гаррет сумел полностью пройти The Legend of Zelda: Ocarina of Time — правда, потратил на прохождение пять лет. Расскажите ему, как тяжело даются боссы Dark Souls и Bloodborne.
Игроки без слуха, наоборот, имеют дело с одной лишь картинкой. Поэтому камнем преткновения для них стали субтитры — решение о покупке того или иного продукта зачастую принимается только по этому критерию. «Всё, что мне нужно от игры — возможность включать и выключать субтитры диалогов, подписи к игровым объектам», — делится наболевшим глухой геймер Брент Роджерс в интервью сайту Media Access. На важности титров акцентируют внимание и Крис Робинсон с Брендоном Чаном, создатели специализированного канала Deaf Gamers TV на Twitch. Казалось бы, такая мелочь, а до сих пор некоторые разработчики о ней забывают.
Так закалялась сталь
Думаем, никто не станет спорить с утверждением, что характер у героев нашей статьи железный. Но, увы, одного характера бывает недостаточно. У проблем, с которыми сталкиваются ограниченные в возможностях геймеры, два важных аспекта — технический и психологический. Первый связан с разработкой альтернативных контроллеров вроде уже упомянутого Jouse для Кена Уоррела или софта сродни MHOOK, каким пользуется Александр Зенько. Самая известная компания, продвигающая подобные технологии сегодня — британская Special Effect. Мы связались с её сотрудником Марком Сэвиллом и задали ему несколько вопросов.
Какие альтернативные контроллеры сейчас востребованы?
У каждого, кто к нам обращается, свои потребности, поэтому мы делаем совершенно разные гаджеты. В сборке используем много всего: вспомогательные технологии, переходники, тюнеры Titan One, адаптеры Lepmis, джойстики для одной руки, системы слежения за зрачками и даже оптические датчики — ставим их в аналоговые манипуляторы для людей, которым не хватает силы справляться с механикой.
Как часто вы получаете запросы не от отдельных людей, а от реабилитационных центров?
Конечно, чаще мы работаем с индивидуальными заказами, но порядка 30% обращений всё же поступает из больниц и ребцентров.
Вы когда-нибудь работали с заказами из России?
Мы получаем письма от российских геймеров, но крайне редко. Да и в тех люди просят не конкретной помощи, а скорее совета — скажем, где мы достали ту или иную деталь, которую демонстрируем в роликах на YouTube.
Благотворительные организации вроде Special Effect на Западе не в диковину, и они помогают геймерам не только технически, но ещё и материально — так, фонд AbleGamers с февраля 2017-го спонсирует вышеупомянутого Майка Бегама. Хотя такая поддержка сама по себе здорово обнадёживает, нельзя забывать и о чисто психологической помощи. Потому что людей с ограниченными возможностями часто тяготит депрессия, а она — следствие изоляции, одиночества, равнодушия окружающих. Самое простое и в то же время эффективное, что можно сделать в подобном случае — общаться. В том числе — посредством игр. Именно к таким выводам пришёл 27-летний Вивек Гохил, известный друзьям по псевдониму UncannyVivek.
Он почти обездвижен из-за мышечной дистрофии Дюшенна, но дух его силён. Чтобы не расклеиваться самому и поддержать других, Вивек от имени благотворительной организации DMD Pathfinder организовал клуб единомышленников, где делится новостями об играх, гаджетах и проводит вебинары. В них парень рубит правду, зачем ему опыт геймера и каким образом это помогает справиться с депрессией: как важны для людей, которые из дома-то не всегда могут выбраться, путешествия по фантастическим мирам, и как отвлекает парализованных игроков возможность вжиться в роль эпического героя. Восхищаясь Адамом Дженсеном из Deus Ex, Вивек всё же признаёт, что вряд ли доживёт до будущего, предсказанного в сериале. Без кибернетических ног и рук остаётся преодолевать трудности другими методами. И видеоигры, по мнению Вивека — самый действенный из них.
«Люблю приключения и RPG из-за свободы, которую они предлагают. Особенно нравится трилогия Mass Effect — играя в неё, я забываю о своих физических проблемах и чувствую себя действительно свободным. А в Batman: Arkham City и Uncharted 4 я наслаждаюсь раскрытием истории, персонажей. Но главное, чем примечательны все эти игры — возможностью настроить управление под себя», – рассказал Вивек редакции 4PDA.
Эксперты по психике чаще сталкиваются с обратной стороной медали — зависимостью. Мол, от неё же даже лечат. Однако не всё так просто.
«Я встречался с обоими вариантами: и игровой зависимостью, и со случаями, когда видеоигры помогали преодолеть депрессию. Однако я подхожу к этому с другой стороны. Для меня игровая зависимость никогда не является основной проблемой человека, а видеоигры никогда не могут служить основным средством психотерапии. Они могут быть лишь «толчком» — начальным этапом движения к нормальному психическому состоянию», — пишет нам психотерапевт и врач-нарколог Александр Геннадьевич Данилин.
Что для других теория, для геймеров с ограниченными возможностями — практика и повседневность. Есть немало примеров того, как обычное цифровое развлечение вернуло человеку радость и смысл жизни, помогло найти друзей и столь необходимую поддержку. Задаваясь вопросом «что смогу сделать лично я?», начните с малого. Подпишитесь на канал любого из наших героев — того же Саши Зенько, — добавьтесь в друзья на Steam, зайдите на трансляцию в Twitch. Это ведь так просто — не нужно даже зад от кресла отрывать. А кому-то пара ваших кликов — повод жить и вдохновлять своим примером других.
Автор текста: Александр Бурсов
Читайте также
Последние новости