Добрая, милая, трогательная, бесконечно наивная, честно и уверенно обходящая все современные реалии, законы и предрассудки. The Whispered World хочется хвалить, делать ей непошлые комплименты и дарить самые теплые слова, которые мы в детстве обычно припасали для матери на тот случай, если нечаянно разобьем ее любимую вазу. Не совсем понятно, что эта игра делает в 2010 году — ей самое место во второй половине девяностых, где-то между The Last Express и Grim Fandango. История маленького циркового клоуна Сэдвика заставляет ностальгировать даже самых бесчувственных ныне дикарей, уделявших тем не менее часть своего свободного времени на изучение лукасартовских квестов тогда — больше десяти лет назад. Возвышенные и наполненные нотками непреднамеренной печали вздохи позволили себе и мы. The Whispered World — самое сильное и уверенное заявление о себе со стороны жанра «квест» ровно с тех самых пор, как Бенуа Сокаль подарил нам первую Syberia.
В родном дилижансе все уныло.
Грустная история
Ну, а для тех первооткрывателей, которые в конце девяностых только делали свои первые шаги, The Whispered World покажется намеренным китчем, приветом из прошлого. Делать сегодня реверансы в сторону классики стало невообразимо модно. Использование 2D (Braid и тысяча других), эксперименты с архаичными палитрой красок и технологиями (vvv... кхм, все время забываем, сколько там этих буковок надо поставить). Но The Whispered World — совсем другое дело. Для нее отрицание, игнорирование, отторжение всех благ современного игростроения только на руку. Пока к новой «Цивилизации» прикручивают поддержку пиксельных шейдеров пятой версии, а в обзорах топовых видеокарт через строчку упоминается магическое слово «тесселяция», Daedalic Entertainment не стесняется до сих пор утверждать, что рассказывать добрую и поучительную историю можно и без первостатейных технологий. Как же мы с ней согласны...
Ведь зачем нужны эти шейдеры и новые «дайрект-иксы», если художники превосходно справляются со своими обязанностями? Зачастую большего и не надо. The Whispered World удачнее всего выглядит в статике — она словно набор иллюстраций к любимой книге сказок вашего детства. Сделаем сейчас одну важную оговорку — мы, вообще-то, не знаем какие вам там, в детстве, бабушка сказки читала перед сном. Уверены, что добрые, жизнерадостные и обязательно со счастливым концом. А вот история Сэдвика под эти описания подходит очень слабо.
Сейчас добрый Оракул произнесет нам вдохновенную речь.
Главного героя — клоуна из дорожного цирка — по ночам мучают кошмары, вдохновленные, видать, творчеством Стивена Кинга. Родной брат Бен является их логическим продолжением уже в часы бодрствования Сэдвика: подзатыльников ему навешает, замучает своими непрестанными укорами, не поскупится на оскорбления и разве что кнутом не бьет. С дедом отношения не лучше — старикашка вовсе забыл о существовании младшего внука, постоянно путает его с Беном. Ну и эти его панталоны... к середине игры их вездесущность уже не будет вас веселить так, как в начале. Только если совсем чуть-чуть.
Обвешанный упреками и подзатыльниками Сэдвик, разумеется, мечтает о более завидном будущем: спасти мир или, на худой конец, поэтом стать. Серый быт второсортного и неулыбчивого клоуна в один момент превращается в наполненное изящными загадками и тайнами приключение.
Спасать действительно нужно весь мир — The Whispered World сразу пытается установить для себя максимально возможную планку детской наивности, граничащей с премилой глупостью. Здесь первый встречный персонаж со сковородой вместо головного убора оказывается секретным агентом, работающим под прикрытием. Таинственный Оракул-рептилия вещает свои откровения со светящимися глазами, а некая неуловимая особа по имени Калида, будить которую потребуется в течение доброй трети всей адвенчуры, предстанет перед нами гигантским... эм-м... да сами увидите. Здесь не бывает плоских персонажей, скучных локаций или предсказуемых загадок. А диалоги... слышали бы вы откровения двух придорожных булыжников или возмущенные вопли Рубена — здешнего монополиста по производству жемчужин.
О персонажах хочется говорить, их приятно вспоминать даже после выключения компьютера. Можно бесконечно долго о них рассказывать, но личное знакомство принесет вам несравненно больше удовольствия. Разработчики не поленились расписать каждому свою уникальную историю жизни, чтобы потом выдать ее нам в соответствующих диалогах.
В рамочку и на стенку.
Тот же ленивец и равнодушный жлоб Рубен является владельцем фабрики по производству жемчужин. Он считает, что схороненных на чердаке десяти тысяч блестящих камушков должно быть для него в самый раз, а значит, фабрика может больше и не работать. Мерзавец обожает тишину, покой и огонь от свечей. Поэтому весь остров благодаря ему будто впал в летаргическую кому — только пробирающие до дрожи дуновения ветра, плеск прибрежной воды и печальная песня флейты. В помощниках у Рубена значится Бандо — солдафонских нравов мужик, который, видите ли, раньше трубил в рог и мешал уголь на фабрике, а сейчас может только сидеть с грустным видом за столом и сторожить покой своего хозяина. Два придорожных камня борются с противоположностью своих взглядов: одного устраивает оседлый образ жизни, другой мечтает путешествовать. Спецагент Бобби (который со сковородой на голове) страдает от целых двух маний: одна из них — величия, другая — преследования.
Такие персонажи могут встречаться только в поучительной истории для детей: их характеры выписаны идеально, помыслы понятны практически сразу, а дополнительного контекста в любых своих сообщениях они не несут. Сразу становится ясно, кто здесь плохой, а кто хороший. В какой-то момент начинаешь ловить себя на мысли, что квест от Daedalic Entertainment рассчитан на самую юную и нетребовательную аудиторию. И в этот самый момент дают о себе знать местные загадки.
Несмотря на хмурое небо, зловещий лес и завывания филина, здесь очень уютно.
Просто добрые слова
Пазлы в The Whispered World рассчитаны отнюдь не на десятилетнего школьника, просаживающего свое драгоценное время на поднятие рейтинга в социальных сетях и скачивание мелодий для мобильного телефона. Да, основную массу заданий составляют классические ребусы с поиском затерявшихся предметов, помощь особо ленивым персонажам, которые что-то важное знают, но расскажут об этом только после того, как вы разгадаете их собственные загадки/приготовите им покушать/подарите свою лопату. Пиксель-хантинг тоже присутствует, но не раздражает. В этом заслуга художников — потерять что-то посреди локации, где мимолетный сучок нарисован так, что и Никасу Сафронову показать не стыдно, не представляется возможным.
Встречаются также просто смешные или нелепые ситуации — как вам возможность отправить Сэдвика в полет с помощью импровизированной пушки, в основу которой положено дупло спиленного дерева? А пробовали ли вы ловить грызуна на старый вонючий носок?
Атмосферу этой игре делают пазлы совсем иного рода. Их основная направленность заключается не в принуждении вашего серого вещества работать с утроенной силой, хотя назвать их легкими совсем не получается. Задувать свечи на всем побережье, вызывать отдельных личностей поворотом стрелок на древних напольных часах, заходить в особый дверной проем особым способом и даже доказывать неверующим справедливость теории баланса сил в природе с помощью шахматной головоломки — у разработчиков совсем не дурной вкус, это уж точно. То же самое касается и музыки. Обычно сопровождающие композиции в квестах приедаются, какими бы хорошими они ни были. От мелодичные переборов инструментов в The Whispered World устать нельзя — слишком уж от них веет детством...
Вот вам задачка: как расположить восемь ферзей на шахматной доске, чтобы они не смогли атаковать друг друга?
Отдельного упоминания заслуживает верный друг и помощник нашего клоуна — гусеница по имени Спот. К сожалению, питомца нельзя назвать полноценным дополнительным персонажем, каким, например, являлась летучая мышь в A Vampyre Story. Напарник Сэдвика не выдает искрометные шутки по любым темам в невообразимом количестве. Мелкое зеленое личинкообразное создание семенит за Сэдвиком повсюду и вмешивается в дела героя только по необходимости. Где-то зеленого червячка нужно накачать водой, в другом месте он уже необходим нам в качестве горящей и премилой субстанции, а повести за собой, скажем, непослушную стаю экзотических птиц возможно только благодаря разделенному на пять мелких кусочков Споту. Любое из физических состояний питомца доступно в любой момент из очень красивого меню в виде отогнутой страницы книги — достаточно навести курсор в верхний правый угол экрана, и он «отогнется».
Меньше всего (да, именно меньше) слов хочется уделить технологиям, на которых построена The Whispered World. Ибо в ней необходимо оценивать только работу художников. Каждый скриншот, сопровождающий данную статью, можно распечатывать и вставлять в сборники сказок для детей. Осталось выбрать, к каким больше подойдет. А вот нарочито тормозная анимация (привет, The Last Express!) и приверженность классическому 2D — лишь необходимые знаки внимания, которые разработчики решили сделать во имя таких далеких и уже слегка позабытых игровых девяностых.
Без этого зеленого карапуза Сэдвику просто не обойтись.
The Whispered World — один из самых атмосферных квестов со времен оригинальной Syberia. Непошлая и затягивающая история. Где-то грустная, где-то — не очень. Долгая и увлекательная, как избранные мультфильмы от Уолта Диснея. Но отнюдь не самая веселая и жизнерадостная, зато очень наивная — как любые детские выдумки и фантазии. Пожалуйста, сыграйте в нее.
Плюсы: невообразимая и особо тягучая атмосфера; интересные персонажи; большое количество уникальных загадок, удачно вписывающихся в антураж игры; очень приятное музыкальное сопровождение.
Минусы: некоторые пазлы сбоят по части логики.
Читайте также
Последние новости